Картотека прогулок "ВРЕМЕНА ГОДА" на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы)
Картотека обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-личностному, физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
В картотеке представлены 24 карточки для ежедневной прогулку в течении месяца. В данном пособии прописаны наблюдения за живой и неживой природой, дидактические и подвижные игры, индивидуальная работа, а также труд детей на групповом участке.
СЕНТЯБРЬ Карточка №1.
Наблюдение за погодой. Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая) Холодно сегодня или тепло? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (тепла, потому что одеты в кофточках, или прохладная, если они одеты в куртках).
Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него — итог идем по ветру».
Скачать: Картотека прогулок "ВРЕМЕНА ГОДА" на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы) (картатека)
(Художественное слово: не зверь, а воет (ветер).
Примета: Осенью паутина — на ясную погоду. П/игра: «Ловишки» — развитие бега, ловкости. И/p по ФИЗО: бег с препятствиями. Труд, поручения: убрать листья с веранды.
СЕНТЯБРЬ Карточка №2.
Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели)? Во что мне одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная).
Игровые моменты: ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.
Художественное слово: Осень по утрам морозы, в рощах желтый листопад, листья около березы золотым ковром лежат.
Примета: в сентябре и листья на деревьях не держаться.
игра: -Бездомный заяц» — развитие бега, умения прыгать на двух ногах. И/p по ФИЗО: перепрыгнуть дорожку из листиков. Труд, поручения: собрать букет из листьев. СЕНТЯБРЬ Карточка №3.
Наблюдение за неживым объектом -
рассматривание березы, березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней с—5 А листья? Каких листьев больше зеленых или
желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним?
Рисование березки на листе бумаги и в календаре.
Хоровод: «Во поле береза стояла».
Художественное слово: стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан; не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из осенних дней [сентябрь желтые листья дарит ей.
игра: «Море волнуется» — развитие координации движений, воображения.
И/p по ФИЗО: прыжки на двух ногах с передвинем вокруг березы.
Труд, поручения: собрать листья березы для гербария.
Карточка №4.
Наблюдение за погодой — на прогулке самостоятельно понаблюдать за погодой, и в конце рассказать о ней — сделать самодельную вертушку. Подвести детей к березе, еще раз полюбоваться ей, получше ее рассмотреть и в группе нарисовать ее для календаря.
Д/и: «Назови осенние месяцы**.
Художественное слово: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора — весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны небеса».
П/игра: «Ловишка, бери ленту** — развитие бега, ловкости.
И/p по ФИЗО: перепрыгивание через дорожку из листьев.
Труд, поручения: собрать семена цветов.
Карточка N5.
Наблюдение за неживым объектом — обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть коров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). Вопросы: много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?
П/игра: «Бездомный заяц» — развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/p по ФИЗО: пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.
Труд, поручения: собрать семена цветов.
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК "ВРЕМЕНА ГОДА" Карточка №6.
Наблюдение за живым объектом — наблюдение за лягушкой. Какая лягушка по размеру? Какая у нее кожа? Что у нее на голове? Сколько у лягушек ног? Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?
Примета: лягушка расквакалась к непогоде. До первой грозы — лягушки не квакают.
П/игра: «Классики» — учить детей прыгать через скакалку, «Бездомный заяц» — упражнение в беге, ловкости, смелости.
И/p по ФИЗО: прыжки в виде лягушки.
Труд, поручения: привести в порядок песочницу.
Сентябрь Карточка №7
Наблюдение за неживым объектом — рассматривание на клумбе цветов. Как называются эти цветы? Что есть у цветовых растений? Что нужно для того, чтобы красивые были цветы? Для чего садят цветы? Учить детей делать простейшие выводы — осенью всегда красивые клумбы, цветочные грядки, разноцветные цветы.
Художественное слово: разметались белые, розовые ромашки, ярко радуют горошины, благоухают астры.
Примета: Отцветают цветы, увядает трава.
Пословица: от осени к небу — поворота с лету.
П/игра: «Прыгалки» * учить детей прыгать через скакалку, «Забей гол» — развитие глазомера, ловкости, «Палочка — выручалочка» — упражнение в беге, ловкости, смелости.
И/p по ФИЗО: пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).
Труд, поручения: привести в порядок веранду.
Карточка №8.
Наблюдение за природой — наблюдение за листопадом. Что такое листопад? На что похоже это явление? Когда листья? Почему? Почему листья падают во все стороны?
Д/и: “Назови осенние явления природы** — листопад, дождь, ветер, холод.
Художественное слово: “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора — весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны небеса**.
П/игра: «Море волнуется» — развитие координации движений, красоты движений.
И/p по ФИЗО: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Труд, поручения: покормить животных.
Карточка №9.
Наблюдение за неживым объектом — в сентябре одна ягода, да и та рябина горькая. Что это за кустарник? Как он называется? Что из этой ягоды делают взрослые? Чем она полезна?
Художественное слово: В красном платьице девица, вышла с осенью проститься. Осень проводила, платье снять забыла, и на красные узоры ПЕРВЫЙ СНЕГ ЛОЖИТЬСЯ.
Д/и: «Угадай, какие это ягоды?» — учить детей узнавать и называть ягоды.
П/игра: «бросить и поймать» — учить детей бросать и ловить мяч.
И/p по ФИЗО: отбивание мячи от земли.
Труд, поручения: убрать сухую траву граблями
Сентябрь Карточка №10.
Наблюдение за погодой — наблюдение за дождем. Что это? Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода?
Художественное слово: шел, долговяз, да в землю увяз. Льет дождь, холодный точно лед, кружатся листья по полянам, и гуси длинным караваном над лесом держат переплет.
Д/и: «Что изменилось» — дать картинки по времени года «Осень» найти на них изменения.
П/игра: «Ловля обезьян» — учить детей показывать движения и угадывать их.
И/p по ФИЗО: упражнение на равновесие, учить ходить по ограниченной поверхности.
Труд, поручения: убрать большой мусор с участка.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);
учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
-воспитывать любовь к природе. Воспитатель рассказывает детям о приметах.
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч».
Цель: развивать ловкость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК "ВРЕМЕНА ГОДА" сентябрь
Цель — познакомить детей с рабочими профессиями,
подчеркивая значимость труда для всех.
Показать орудия труда, разнообразные операции и последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание помогать.
Встает дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет И дорожки разметет. Какое орудие труд труда использует дворник?
Веник. Какой? Большой. Для чего он сметает листья? Нужна ли работа дворника людям и природе?
Труд- Посильная помощь дворнику, полить клумбу из лейки.
П/И: "Воробышки и автомобиль", "По ровненькой дорожке",
Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Индивидуальная работа, учить правильно следовать указаниям взрослых, не нарушая правило в игре.
Д/и "Какого цвета? "Кто что делает? "Из чего сделано?
Наблюдение за цветником
Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
ХУДОЖ. СЛОВО:
Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Воспитатель задает детям вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Трудовая деятельность Сбор цветов в коробочки.
Цель: учить различать зрелые семена от [незрелых.
П/ и
I «Утята», «Птицы и дождь». Цели: упражнять в беге, лазании, прыжках; воспитывать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа
«Собери игрушки».
Цель: развивать внимательность.
№14.
Наблюдение за вороной Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит ворона?
Чем она питается?
Зимующая или перелетная эта птица?
Как ворона кричит?
Худо ж.елово Хромая старая ворона Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена Она построила свой дом.
Трудовая деятельность Сбор семян цветов.
Цель: развивать желание выполнять работу дружно.
П/и
«Птичка и кошка», «Цветные автомобили». Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умения прыгать на одной
ноге (правой и левой
д/и
«Угадай по описанию» (закрепить приметы времен года).
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК "ВРЕМЕНА ГОДА" сентябрь №15.
Наблюдение за воробьем Цели:
углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
активизировать внимание и память детей. Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Трудовая деятельность Сбор урожая свеклы.
Цели:
приучать к труду;
побуждать оказывать помощь взрослым.
П/и «Найди себе пару».
Цель: учить быстро двигаться по сигналу, меняя направление движения.
«Поймай мяч». Цели: продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;
воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: учить ходьбе по наклонной доске.
д/и «Расставь верно» (закрепить последовательность времен года и месяцев, их названия).
№16.
Наблюдение за березой Цели:
познакомить с характерным особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. худ. слово: Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке?
Где ствол у березы широкий, а где — узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
Какого цвета ствол березы?
Какого цвета листья у березы?
Трудовая деятельность Сбор урожая овощей.
Цели: приучать коллективно трудиться на участке;
формировать навыки коллективного труда. П/ и-Зайцы и волк*».
Целигпродолжать развивать двигательную активность детей;
приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа: -Самый быстрый» Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).
д/и "Эмоции" (умение определять и различать человеческие эмоции и чувства)
№17
Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают
холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Худ. слово
Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края. Воспитатель задает детям вопросы. Какие птицы улетают в теплые края?
д/и "Закончи предложение"
Воробей маленький, а журавль... (большой).
Утка серая, а лебедь... (белый).
Трудовая деятельность Сбор семян деревьев.
Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.
«Собачка и воробей".
"Гуси, гуси"
Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их по голосу.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.
№18
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе, худ. слово:
Дуют ветры буйные, Ходят тучи темные, Не видать в них света белого, Не видать в них солнца красного. Воспитатель задает детям вопросы. Как изменились погода, природа? Что изменилось в огороде?
Когда наступают холода, как вы одеваетесь?
Трудовая деятельность Засыпка грядок опилом. Цели: учить работать парами; воспитывать дружеские отношения. Подвижные игры
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Пробеги — не задень».
Цель: добиваться улучшения техники бега, хорошей осанки, естественной работы рук.
Индивидуальная работа: развитие осн. движении.
Цель: улучшать технику ходьбы, бега.
д/и:" Овощи" "Огород" (закрепить с детьми названия овощей)
N19
Наблюдение за трудом шофера Цели:
продолжать формировать представление детей о труде шофера; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Худ. слово; чтение рассказа Ч.Мббудина "Шофер"
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие это машины?
Как вы догадались?
Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)
Для чего нужны фары?
Трудовая деятельность
Сбор камешков на участке.
Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.
«Мы — шоферы», «Листопад». Цели: продолжать развивать у детей двигательную активность детей; поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: способствовать развитию двигательных навыков.
д/и "Автомобили", Автопарк" (закрепить знания детей о видах транспорта"
№20
Наблюдение за елью
Цели: закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному-двум признакам;
знакомить с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.
Худ. слово:
Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель.)
Трудовая деятельность
Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в
ведерки.
Цель: формировать умение работать сообща.
«Найди свой домик», «Вороны и гнездо- Цель: упражнять в беге, умении быстро находить свой домик (обруч).
Индивидуальная работа
«Чье звено скорее соберется?», «Доползи
до флажка».
Цель: упражнять в умении строиться в круг, ползать на четвереньках.
д/и"Деревья", и Влесу" (закрепить знания детейо деревьях их названия)
N «21
Наблюдение за трудом почтальона Цели:
закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе; формировать представления о труде почтальона; — воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
Худ. слово: Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Ходит человек везде с толстой сумкой на ремне. (Почтальон.)
Для чего нужна такая профессия?
Какая у него сумка?
Что в ней лежит?
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке в определенное
место.
Цели: научить работать сообща, добиваться выполнения дела общими усилиями; воспитывать у детей чувство взаимопомощи.
П/ и «Листопад». "Ветерок"
Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Беги к тому, что назову».
Цели: * учить быстро бегать по сигналу воспитателя; закреплять название деревьев.
д/и/у «Королевская битва».
Цель: овладение умением действовать по правилу, развитие произвольного контроля над своими действиями, снятие физической агрессии,
Наблюдение за прилетевшими птицами Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; — развивать наблюдательность, память; -воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Худ. слово: Скачет, на лету резвится,
Не орел, но все же птица. Воробей.) Окраской — сероватая,
Повадка — вороватая, Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Ворона.)
Не сидит она на месте — На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.
- Какие птицы прилетают к нам на участок?
- Какого они размера?
- Какая у них окраска?
- Чем питаются?
- Как птицы заботятся о своем потомстве?
- Как вы помогаете птицам?
- Какую пользу приносят птицы?
- Каких еще птиц вы знаете?
Трудовая деятельность: уборка песка вокруг песочницы.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры: — "Найди себе пару".
Цели: учить соблюдать правила игры; -по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не натолкнуться на препятствие. д/и «Найди пару!» "Кто поёт" (закрепить знания детей о птицах)
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК
ВРЕМЕНА ГОДА" сентябрь
Наблюдение за уборочными машинами
Цели: расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения
ХУД. слово
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу
Бывает ли у дождика четыре колеса?
Скажите, как называются такие чудеса?
Почему поливальную машину называют машинои-фонтаном?
- Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром • Почему эти машины мы называем чудодворниками?
Труд. деят: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки
Цели: приучать к чистоте и порядку; — вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
П/и Прятки
Цели: продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга;
д/и "Дворники" "Инструменты" (закрепить знания детей о работе дворника)
Индивидуальная работа
Прыгни дальше».
Цели: учить прыгать в длину с разбега.
КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК "ВРЕМЕНА ГОДА" сентябрь
Наблюдение за кипреем
Цели: знакомить с лекарственными растениями; -рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.
Худ. слово: Рассказ П.М. Крот Кипреи
Кипреи на Руси называют иван-чаем. В этом растении много
витамина С; в пищу используют корень, он похож по вкусу на картофель; листья и цветы заваривают как чаи; листья используют в салат. Еще кипреи помогает при болезни желудка. Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осенью на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цветущего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветии у кипрея появляются первые пушистые султанчики
Исследовательская деятельность
Сравнить кипреи с одуванчиком. Наити сходства и различия.
Трудовая деятельность
Сбор семян цветов.
Цель; формировать умение и желание трудиться сообща.
П/ и- Косули».
Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.
У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение выполнять движения в соответчик с текстом (игра с убыстрением)
Индивидуальная работа
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед
Цель: развивать координацию движении.
д/и "На лугу", "Цветы" (закрепить знания детей о растениях)
|