ГКПД «Тамчы» при МБОУ «Чичканская ООШ» Комсомольского района Чувашской Республики Выполнил: воспитатель высшей категории в ГКПД «Тамчы» при МБОУ «Чичканская ООШ» Комсомольского района Мухаметшина Тензиле Рамиловна
Задачи.
Наблюдение.
- расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
- закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;
- расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка…)
- обратить внимание детей на красоту осенней природы через художественные произведения;
- развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать;
- приобщать детей к русской народной культуре;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать конспект
Подвижная игра.
- Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;
- Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- развивать быстроту бега и координацию движений;
- воспитывать привычку играть сообща;
Дидактическая игра.
- Закрепить знания плодов различных деревьев, умение разгадывать загадки;
- Развивать внимательность, логическое мышление.
Индивидуальные физические упражнения
- закрепить навыки прыжков
- воспитывать уверенность в своих силах.
Словарная работа: чечевичка, хвоинка, хвоинки, хвойное дерево.
Оборудование: костюм волка корзина с плодами для дидактической игры, поднос, перчатки, маска или костюм волка,, спортивный инвентарь и игрушки для свободной деятельности.
Предварительная работа
Беседы: “Почему желтеют листья», “Береза – символ России”, “Лесная красавица”, “Листопад”, “Приметы осени” (поздняя осень-ноябрь месяц)
Наблюдение: за многообразием растений, за изменением цвета листвы, за
травянистыми и древесными растениями, за красотой осенней природы, приметы осени в природе, за сезонными изменениями в природе, за погодой, за долготой дня.
Рассматривание: опавших после ветра веток и листьев, семян и плодов растений, почек после листопада.
Опытно – эксперементальная деятельность: потребность растений в воде; – солнце высушивает предметы; – как вода поступает к листьям.
Чтение произведений: В.Чаплина “Лес осенний”, М. Скребцова “Ворчливая береза”, “Колючая упрямица”, “Белое платьице”; А. Лопатина “Жизнь дерева”, Ю. Дмитриев “Зеленое и желтое”, Э. Шим “Елкино платье”, Д.Кайгородов “Красавица елка”, Т.Шорыгина “Экологические сказки”.
– пословицы, поговорки, загадки об осени, растениях.
Дидактические игры: “Найди ошибку”, “Доскажи слово”, “Так бывает или нет? ”,
“Какое время года? ”, “Какая, какой, какое? ”, “Закончи предложение”, “Узнай, чей лист”, “Отгадай, что за растение”, “Найди листок как на дереве”, “Третий лишний (деревья), “Что это за растение”, “Кто больше придумает слов”, “Назови растение с нужным звуком”.
Подвижные игры:
“К названному дереву беги”,
“Найди листок, как на дереве”,
“Кто скорее соберет (половинки),
“Найди листок, как покажу”,
“Найди себе пару (листья) ”.
Рассматривание: иллюстраций о природе;
– картин: И. Левитан “Березовая роща”, “Золотая осень”, Долина реки”, “Поздняя осень. Усадьба”, “Дорога. Солгнечный день”, “Осенний пейзаж”, “Дубовая роща”, “Осень”;
И. Шишкин “Рожь”, “Березовая роща”
Изодеятельность: “Листопад”, “Осенний листок”, “Идет дождь”, “Осенний лес».
Ход прогулки
Дети находятся в группе.
Воспитатель: Ребята, пора идти на прогулку. Чтобы на прогулке нам не было слишком жарко или холодно, нам нужно одеться по погоде. Тем более, что погода сейчас переменчивая. Подойдите, пожалуйста, к окну, и посмотрите на небо: солнышко там или тучи; на асфальт: мокрый он или сухой?
Дети и воспитатель проходят в раздевалку. Дети одеваются самостоятельно, воспитатель помогает.
Воспитатель: Я приглашаю всех на нашу площадку.
Дети и воспитатель проходят на площадку.
Вот мы и пришли на наш любимый участок. Перед нами красивая поляна, на которой растут разные деревья. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Сколько удивительных красок дарит нам осень! Воспитатель: Деревья – украшение нашей земли
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши деревья внимательно.
– Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к березе) (береза)
– А как вы догадались? (у березы белый ствол)
Воспитатель: Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое
слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.
– Давайте назовем березу красивыми словами. (ответы детей)
Воспитатель: Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Воспитатель: Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.
– Какой он на ощупь? (ответы детей)
– Какие части дерева вы еще знаете? (корни, ветки, листья)
– Какие ветки у березы? (тонкие, гибкие)
– Зачем нужен корень дереву? (ответы детей)
– Какой формы березовые листочки? (овальные, резные)
– Какого цвета были листья у березки летом? (зеленые)
– Какого цвета листья у березки стали осенью? (желтого, золотистого)
– С каким предметом часто сравнивают желтые березовые листья? (с золотыми монетками)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом? (нет, их стало меньше)
– Куда же делись листочки с веточек? (они облетели)
– Почему они облетели? (наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется.
– Мы с вами много раз наблюдали за березками в разное время года и отмечали, какие
у нее красивые наряды. Многие поэты также любовались красотой березы и написали
много стихов о ней. Предлагаю вам послушать один из них.
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом.
В день осенний – в плащ одета,
Если ветер налетит.
Золотистый плащ шуршит.
Воспитатель: Ребята, а что вы еще можете рассказать о березе? (ответы детей)
– А помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой?
Дети: 1. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья.
2. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
Воспитатель: Ребята, а помните, мы и хороводы около березы водили? Предлагаю вам встать в хоровод.
Хоровод около березы.
Воспитатель: На нашем участке растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку,
а вы отгадайте, что это за дерево.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Если дети затрудняются ответить, можно загадать другую загадку:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто хочет, может погладить ствол ели.
Какая у нее кора? (коричневая, шершавая)
– Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)
Воспитатель: Давайте их осторожно потрогаем.
Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово).
1 иголка – “хвоинка”.
Много иголок – “хвоинки”.
На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.
– Каким деревом является ель? хвойным)
– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
Рассказ детей о ели.
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на березу и на ель. Давайте их сравним.
– Чем они похожи? Что у них общего? (и у ели и у березы есть корень, ствол, ветки)
– А чем эти деревья отличаются? (у березы белый ствол, у ели – хвоинки, а у березы – листья, эти деревья разной высоты).
Появляется волк (ребенок)
Волк: Ребята, что вы тут делаете?
Дти: Мы пришли на участок наблюдать за деревьями. А ты, волк, что тут делаешь?
Волк: Я заблудился. Убежал из леса, решил посмотреть село да и заблудился.
Хорошо, что я вас тут встретил. Хочу я в свой лес обратно. Но сначала можно мне поиграть с вами? Я так давно не играл ни с кем в игры.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, этот волк очень добрый и не причинит нам зла. Давайте с ним поиграем. (Да!)
Подвижная игра “Волк и зайцы”
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле. Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!». Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха — мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручейВолк: Ах, как же я хорошо с вами поиграл! Спасибо вам, ребята! Но пора мне возвращаться в свой лес. Лесные жители меня ждут. Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые.. Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку. То, что в ней лежит, собрал я в лесу, а вам это пригодится для поделок. Волк отдает корзину воспитателю. Все прощаются с волком. Он уходит. Воспитатель заглядывает в корзину. Воспитатель: Ой, ребята, чего тут только нет! Вам интересно? Хочется узнать, что тут лежит? (да)
Дидактическая игра “Что лежит в корзине? ”
Воспитатель: А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете, отгадав загадки.
Воспитатель достает плоды из корзинки, а после отгадывания загадки кладет на поднос.
1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
– Из этого плода вырастает дуб?
– Какие плоды растут на дубе?
2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
– Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи.
3. Осенью на ветке
Подрастают детки.
Без рук, без ножек
Каждый, как колючий ежик. (Каштан)
4. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели. (Рябина)
Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются.
Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник.
Воспитатель: Вот спасибо волку! Он принес нам такое богатство! Ведь сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим новыми поделками
нашу группу.
Воспитатель: а теперь ребята поиграем в русскую народную игру «Большой мяч»
Цель: развитие ловкости движений.
Ход игры: Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки, водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Индивидуальные физические упражнения.
А с Мишей, Оксаной и Олегом закрепим навыки подскоков на месте
(ноги врозь- вместе; одна вперед- другая назад).
Воспитатель: Ребята наша прогулка закончилась. На ней мы много узнали, играли в разные игры. Понравилось вам? (ответы детей). Пора нам возвращаться в группу.
|