МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 170 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Подготовила: учитель-логопед Чернышева Н.В. Волгоград 2017
В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия… Ш. А. Амонашвили
Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
Скачать конспект
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании составляют основу личности.
А человеческую личность русский религиозный философ И.А. Ильин рассматривает как вместилище духовного, и, прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, с обновления его души и воли. С формирования у него веры, святости семьи, чувства любви к родине, патриотизма и национальной гордости.
Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме. Мораль — регулятор поведения в обществе. Идеал — тот образ человека, который создавался веками. Гуманизм – человечность, человеколюбие. Нравственность оказывает влияние на других людей. Нравственно невоспитанный человек тяжел и неприятен, после общения с ним в душе остаются неприятные ощущения, воспоминания. Все это призывает нас обучать детей нравственности – любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому. Отсутствие нравственных качеств — знак невоспитанности, неблагополучия. Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Поэтому, действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Именно эти ценности отражались в былинах, сказках, потешках, пестушках, пословицах, поговорках.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Свою работу по Духовно-нравственному и патриотическому воспитанию я реализую по программе логопедического кружка «Веселый язычок».
Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. Таким образом, цели и задачи моего кружка таковы:
Цель:
- Содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
- Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим с помощью художественного слова.
Задачи:
- Развивать у детей речевую активность, связную речь, обогащать словарный запас.
- Развивать у детей фонематический слух, умение управлять голосом.
- Развивать мелкую моторику рук, посредством пальчиковой гимнастики.
- Разучивать детские стихи, уметь слушать произведения духовно — нравственной направленности.
- Помочь детям усвоить духовно-нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
- Способствовать формированию духовно-нравственных качеств через художественное слово.
Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение стихотворений, разбор произведения, заучивание потешек, скороговорок, чистоговорок, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.
После разбора произведений обыгрываем персонажей в театрализованных представлениях. Ребенок берет на себя разные роли, обыгрывает их, сопереживает, радуется, волнуется. После изучения определенного тематического блока, как правило, следует проведение совместных с родителями праздников, выставок фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
В своей деятельности по логопедическому кружку «Веселый язычок» я веду работу по развитию артикуляции, развитию мелкой моторики рук, развитию фонематического слуха, развитию дыхания. И один из блоков — это развитие речи и обогащение словаря, куда входят произведения по духовно-нравственной направленности и произведения патриотического характера.
- Произведения годового цикла праздников. Большим подспорьем в этом служит программа Т.А. Затяминой «Православный календарь дошкольника», где годовой цикл начинается с сентября, а именно с Рождества Пресвятой Богородицы — Божией матери, далее идут православные праздники День Казанской иконы Божией Матери, Рождество Христово, Масленица, Пасха, День славянской письменности и культуры, Троица.
- «Мои родные» (Произведения про бабушек и дедушек, про родителей, сказки, былины)
- «Наши поступки» (Произведения на развитие нравственно-добродетельных качеств — о доброте, терпении, милосердии, послушании, трудолюбии)
- «Родина моя малая» (Произведения о России, о своем городе, о своей Родине – большой и малой).
- «Вечная память» (Произведения о войне)
- «Берегите природу» (Произведения о бережном отношение к природе, и животным, пословицы, поговорки).
Разобрав художественное произведение, обыграв его, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.
Таким образом, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создает оптимистическую детскую картину мира, делает ответственным за свои дела и поступки, воспитывает чувство патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества.
|