Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №88» муниципальное образование г. Братск
Подготовил Воспитатель: МБДОУ «ДСОВ№88» Романова К.А г. Братск 2017
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.
Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками,
желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения,
привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным,
героическим персонажем известных художественных произведений.
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает
занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования
уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств,
сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь
нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть
сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы
сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться
организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту
содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие
беседы должны органически быть включены в систему многообразных
методов воспитания.
Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в
основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной
ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Этические беседы – это плановые, подготовленные и
организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к
программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.
Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников. Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом
наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как
переживают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он
обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.
Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: воспитателю приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно
определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты
поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений. Поведение воспитанников старших групп
убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно
происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к
обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные
представления в единое целое – основу будущей системы нравственных
оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе
помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о
человеческом достоинстве.
В этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на
окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать
ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы
могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п.
Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих,
обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах.
Этические беседы, их результаты должны непосредственно
проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.
Литература:
- Венецкая А.Б. Формирование культуры общения дошкольников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. — 2009.
- Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению Ярославль: Академия развития. 2008.
|