Аннотация. В статье описан опыт работы по развитию нравственных качеств у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Ключевые слова: нравственность, общее недоразвитие речи.
Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя на улице, в общественных местах, дома с ближними. Роль взрослого с каждым годом в воспитании ребенка становится все сложнее и сложнее. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Дети, особенно в раннем возрасте почти не воспринимают откровенные наставления и назидания. А через игровую деятельность легче всего преподнести ребенку высокие нравственные качества.
Поставив перед собой задачу развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы начали работу с подбора и изучения методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений по данной проблеме. В начале года была проведена диагностика по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика детей дошкольного возраста». В качестве методов диагностики мы выбрали беседу и эксперимент. Для определения уровня успешности реализации проекта были выбраны следующие нравственные нормы: соответствие поведения социально одобряемому образу, отражение в речи нравственных качеств, культура поведения.
Результаты на начало года показали, что 60% детей не понимают смысла социальных норм, воспринимают хорошие поступки поверхностно. 20% детей ссылаются на авторитет взрослого, отсутствует осознание отражения в речи нравственных качеств. И только 20% детей осознают нравственные нормы.
С целью развития и формирования системы знаний о поведении детей в различных жизненных ситуациях был составлен перспективный план работы по кварталам: «Воспитание вежливости», «Все о доброте», «Культура поведения».
Работа с детьми проводилась по различным видам деятельности, т.е. по блокам:
- блок учебной деятельности: занятия познавательного цикла; занятия по развитию речи
- блок совместной деятельности: наблюдения; игры: дидактические, словесные; сюжетно-ролевые, малоподвижные игры, этюды; слушание музыкальных сказок
- блок самостоятельной деятельности: созданы условия для самостоятельных, сюжетных, ролевых, театральных игр, подобран материал, атрибуты.
Работа проводилась как по подгруппам, так и в индивидуальной форме. С целью повышения интереса к проводимым занятиям, на первых порах перед детьми ставился какой-либо проблемный вопрос. Затем дети пытались ответить на него, выдвигали свои предположения. На этом строился диалог между детьми и педагогом, между самими детьми. Данная работа проводилась с детьми ОНР для которых общение играет огромную роль, им также свойственно не только нарушение всех сторон речи. У них недоразвиты мелкая и общая моторика, страдает эмоционально-волевая сфера, нарушение поведения, такие как упрямство, агрессивность, гиперактивность и др. Многим детям с ОНР тяжело контролировать свое поведение, они рассеянны и неаккуратны. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта с окружающими. Добытые на занятиях знания укреплялись с помощью художественного слова, специально подобранных и отображающих нравственный смысл.
Для большей активации детей использовались специальные методы: наблюдения за поведением сверстников в группе, их общения между собой. С целью усиления мыслительной деятельности после наблюдаемой сложившейся ситуации применялся такой прием, как организация проблемных диалогов, чтение художественной литературы. Игровой метод послужил сближению детей в группе и формированию дружеских взаимоотношений. Для того чтобы дети стали более раскрепощенными среди сверстников помогли упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Использовался такой прием, как совместное обсуждение сложившегося положения с целью развития навыков общения. Так же детям предлагалось выполнить специальные задания, способствующих закреплению ранее полученных знаний. Особое внимание в работе с детьми по воспитанию нравственности уделялось тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Ведь требование выполнять правила без «внутреннего» согласия с ним, приводит к тому, что ребенок воспринимает поступки поверхностно, не понимая их мотивов. И главным приемом и эффективным методом уточнения и систематизации являлась этическая беседа. При проведении этических бесед большое внимание уделялось о максимальном участии каждого ребенка в беседе. В конце года было видно, что результат этических бесед непосредственно проявились в практике поведения, в поступках детей в различных ситуациях.
Интересным и эффективным приемом были практические упражнения в культурном общении. (Этюды «Здравствуйте», «Спасибо» и т.д.) Так же во время прогулки или вечером детям предлагались пословицы на нравственную тему. С целью создания положительного микроклимата в группе и помощи создания моральной стороны своих действий, использовался такой прием: вскоре после негативного поступка разыгрывается перед детьми сценка, точно воспроизводящая нежелательные действия ребенка. Участниками события являлись не дети, а игрушки. Участники конфликта, как правило узнавали ситуацию. При этом они получали возможность снова включаться в нее и увидеть себя со стороны. Это дало им изменить свое поведение и стать дисциплинированными.
С целью фиксации в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо можно рассказать про детский сад у злого волшебника который собирает только злых и плохих детей, которые все время стараются сделать что ни будь плохое. В данном случае не осуждаются дети за какой-либо отрицательный поступок. Дети должны сами сделать вывод, что у доброго волшебника в детском саду живут хорошие дети. С той же целью полезна игра «Фу», которая проходит достаточно оживленно и весело.
Учитывая важность данной проблемы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста также был составлен план работы с родителями. Основная задача работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Так же в конце каждого учебного года мы проводили дни открытых дверей, где показывали результаты работы по своей проблеме.
В конце учебного года была проведена повторная диагностика. Результаты которой существенно изменились. 60% детей показали высокий результат, 40% детей средний и 0% низкий. Проведенная работа позволила сформировать у детей достаточно высокий уровень нравственного развития у большинства воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
- Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Издательство Мозаика- Синтез, 2009. — 73с.
- Жучкова Г.Н Нравственные беседы с детьми 4-6 лет М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. — 64 с..
- Курочкина И.Н Как научить ребенка поступать нравственно. М.: Издательство "Флинта", 2004. – 140 с.
|