Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми рассматривается как основной принцип новой парадигмы образования. Это требование к дошкольному образованию на современном этапе, которое отражено в государственных документах. (1, 8)
Теоретической основой личностно-ориентированного взаимодействия является идея гуманизма (А. Маслоу, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), которая отражает в общественном сознании обострившуюся потребность в преодолении определенных социальных явлений, попирающих права личности.
Гуманизм (человечный) – система мировоззрения, основу которой составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. В воспитании и обучении гуманизм выражается в идеи уважения к ребенку, глубокое понимание его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.
Скачать конспект
Если преломить нравственно воспитание, под которым мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям, нормам и правилам, заложенные в данном обществе, через личностно-ориентированное взаимодействие, то можно увидеть, что оно нацелено на преодоление авторитаризма, на необходимость коренного изменения отношения к ребенку: признание его в качестве субъекта воспитания и обучения.
В общественно-педагогическом сознании ясно прослеживается мысль, что при учебно-дисциплинарном взаимодействие, побуждающий мотив выполнения моральных правил является не осознание их значимости и справедливости, а подчинение взрослому. При этом исчезает в общении с воспитателем эмоциональный комфорт, удовлетворяющий потребности детей; не проявляется, так необходимой для ребенка, настойчивости, целеустремленности.
Важную роль в формировании нравственности ребенка, то есть его моральных качеств, неких правил и этических норм, которыми будут он руководствуется в своём выборе, определяет стиль общения педагога с детьми. Личностно-ориентированный педагог выбирает тактику общения – сотрудничество, которая предполагает понимание, признание и принятие ребенка; умение стать на позицию, учесть точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции (3).
Как будет поступать воспитатель, ориентировавшийся на личностный подход, при формировании нравственности у детей? Другими словами, как он работает с детьми? Например, воспитатель формирует коллективные взаимоотношения детей, особый акцент делая на дружеских отношениях между ними. За основу педагог возьмет следующие методами и приемами:
- при решении конфликтных ситуаций учитывать точку зрения ребенка, а также его способы их решений
- вместе с детьми вежливо и доброжелательно обсуждать проблемы, думать, как поступить, не давая готовых вариантов ответов; организовывать обмен мыслями и мнениями; при отсутствии правильных ответов предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок
- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта
- разговаривать с детьми, выбирает позицию «на уровне глаз»
- обсуждать проблему не только с группой детей, которая вступила в конфликт, но и каждым ребенком индивидуально из этой группы
- внимательно относится к эмоциям и чувствам ребенка
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга — своим примером и предложениями побуждать детей к проявлениям взаимопереживания (сочувствия, жалости), чувства радости за другого, взаимопомощи
- при организации совместной деятельности помогать координировать действия детей, учить их учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игры
- стремится разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
- использовать игровые приемы
- обращать внимание детей на знаки дружбы, которые они оказывают (или не оказывают) друг другу (поделился, простил, помирился, помог; проявил сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту).
- выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей
- находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, подбодрить, помочь справиться с трудным действием
- стараться пробудить инициативу, самостоятельность, творческое проявление; подкреплять добрые намерения ребенка
- создавать ситуации, когда ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля является общий
- привлекать детей к принятию решений
- ставить вопросы, побуждающие к размышлению
- усиливать мотивацию деятельности детей через поощрение, одобрять стараний детей, развивать рефлексивную деятельность: осознание своих достижений, понимание ошибок
- стимулировать эмоциональное переживание успешности разрешения конфликта/проявления дружбы; стремиться к созданию ситуаций успеха в коллективе для каждого ребенка
- поощрять волевые проявления при достижении целей ребенка, инициировать потребность к раскрытию своей индивидуальности
- указывать на ошибки детей мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка
- чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением
- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности
- хвалить при всех, а делать замечание индивидуально.
Эти методы и приемы, формирующие нравственные качества детей, будут личностно-ориентированными. Они выражают ценностные установки воспитателя, которые отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы.
Общеизвестные слова К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя[7], подтверждают мысль о том, что личностные качества педагога во взаимодействии с детьми также играют огромную роль в формировании их нравственного воспитания.
Рассмотрим, такое нравственное качество педагога как гуманность. Оно определяется как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (всем субъектам образовательного процесса — ребенку, коллеге и т.д.) как к высшей ценности. Среди качеств, считает Г.М. Коджаспирова, характеризующих педагога-гуманиста, являются аттракция, способность к эмпатии, к рефлексии, креативность, сензитивность к потребностям ребенка. В.А. Сластенин пишет, что это любовь к детям, долг, самоотверженность, ответственность, такт, справедливость. (2, 6)
«Интериоризация гуманистических ценностей педагогической деятельности создает фундамент педагогической культуры педагога. И что особенно важно, гуманистические ценности приобретают для педагога личностный смысл, становятся внутренними детерминантами его саморазвития, самоопределения, саморегуляции» [2, С.45].
Воспитать детей гуманными невозможно, если сам педагог не обладает такими качествами, а только на уровне сознания принимает идеи гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода.
Согласно теории «личностных вкладов» В.И. Петровского, человек своей реальной деятельность и общением, производит существенные изменения и в себе, и в других людях, поскольку осуществляет определенные «вклады» себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей [4, 5).
Именно этими персональными «вкладами» в других измеряется личность, если руководствуется гуманистическими ценностями. Это положение в наибольшей степени относится к педагогу, так как суть его деятельности — содействие развитию воспитанника, ученика. Отражаясь в ребенке, он выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого ребенка на вещи, формирующее у него новое побуждение, ставящее перед ним новые цели. В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя «оформляется воспитательная позиция личности» и она во многом зависит от конкретного устройства общества. Так, в эпоху тоталитаризма, проповедуя идеологию человека «винтика», воспитательная позиция педагога была «Делай, как Я!». В современных условиях при демократизации общественной жизни воспитательной позицией будет «Не рядом и не над, а вместе!». Очевидно, что эта позиция в рамках личностно-ориентированного похода.
Из выше сказанного следует, что личностный подход во взаимодействии с детьми, позволяет ребенку стать как бы творцом моральных правил, регулирующих его отношения к деятельности, к сверстникам, к самому себе, и, главное, затрагивает его эмоциональную сферу, позволяет достичь такого положения, при котором поступок, соответствующий моральному правилу, становится личностно значимым для него. Уходят двойные стандарты – для тети и для себя, когда за пределами контакта с воспитателем, поведение детей остается ожидаемым и должным.
Список использованной литературы:
- Закон Российской Федерации об образовании. — М: Мозаика — Синтез, 2013. — 272 с.
- Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие. -М., 1994. — 344 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — С. 10-23.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
- Петровский, В.А. Личность как субъект активности //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 467- 488.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
|