Карапетян Инга Николаевна. Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников

Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми рассматривается как основной принцип новой парадигмы образования. Это требование к дошкольному образованию на современном этапе, которое отражено в государственных документах. (1, 8)

Теоретической основой личностно-ориентированного взаимодействия является идея гуманизма (А. Маслоу, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), которая отражает в общественном сознании обострившуюся потребность в преодолении определенных социальных явлений, попирающих права личности.

Гуманизм (человечный) – система мировоззрения, основу которой составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. В воспитании и обучении гуманизм выражается в идеи уважения к ребенку, глубокое понимание его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.

 

Скачать конспект

Если преломить нравственно воспитание, под которым мы понимаем целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям, нормам и правилам, заложенные в данном обществе, через личностно-ориентированное взаимодействие, то можно увидеть, что оно нацелено на преодоление авторитаризма, на необходимость коренного изменения отношения к ребенку: признание его в качестве субъекта воспитания и обучения.

В общественно-педагогическом сознании ясно прослеживается мысль, что при учебно-дисциплинарном взаимодействие, побуждающий мотив выполнения моральных правил является не осознание их значимости и справедливости, а подчинение взрослому. При этом исчезает в общении с воспитателем эмоциональный комфорт, удовлетворяющий потребности детей; не проявляется, так необходимой для ребенка, настойчивости, целеустремленности.

Важную роль в формировании нравственности ребенка, то есть его моральных качеств, неких правил и этических норм, которыми будут он руководствуется в своём выборе, определяет стиль общения педагога с детьми. Личностно-ориентированный педагог выбирает тактику общения – сотрудничество, которая предполагает понимание, признание и принятие ребенка; умение стать на позицию, учесть точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции (3).

Как будет поступать воспитатель, ориентировавшийся на личностный подход, при формировании нравственности у детей? Другими словами, как он работает с детьми? Например, воспитатель формирует коллективные взаимоотношения детей, особый акцент делая на дружеских отношениях между ними. За основу педагог возьмет следующие методами и приемами:

  • при решении конфликтных ситуаций учитывать точку зрения ребенка, а также его способы их решений
  • вместе с детьми вежливо и доброжелательно обсуждать проблемы, думать, как поступить, не давая готовых вариантов ответов; организовывать обмен мыслями и мнениями; при отсутствии правильных ответов предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок
  • успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта
  • разговаривать с детьми, выбирает позицию «на уровне глаз»
  • обсуждать проблему не только с группой детей, которая вступила в конфликт, но и каждым ребенком индивидуально из этой группы
  • внимательно относится к эмоциям и чувствам ребенка
  • собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям
  • привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга — своим примером и предложениями побуждать детей к проявлениям взаимопереживания (сочувствия, жалости), чувства радости за другого, взаимопомощи
  • при организации совместной деятельности помогать координировать действия детей, учить их учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игры
  • стремится разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.
  • помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
  • использовать игровые приемы
  • обращать внимание детей на знаки дружбы, которые они оказывают (или не оказывают) друг другу (поделился, простил, помирился, помог; проявил сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту).
  • выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей
  • находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, подбодрить, помочь справиться с трудным действием
  • стараться пробудить инициативу, самостоятельность, творческое проявление; подкреплять добрые намерения ребенка
  • создавать ситуации, когда ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля является общий
  • привлекать детей к принятию решений
  • ставить вопросы, побуждающие к размышлению
  • усиливать мотивацию деятельности детей через поощрение, одобрять стараний детей, развивать рефлексивную деятельность: осознание своих достижений, понимание ошибок
  • стимулировать эмоциональное переживание успешности разрешения конфликта/проявления дружбы; стремиться к созданию ситуаций успеха в коллективе для каждого ребенка
  • поощрять волевые проявления при достижении целей ребенка, инициировать потребность к раскрытию своей индивидуальности
  • указывать на ошибки детей мягко, не унижая перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка
  • чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением
  • порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности
  • хвалить при всех, а делать замечание индивидуально.

Эти методы и приемы, формирующие нравственные качества детей, будут личностно-ориентированными. Они выражают ценностные установки воспитателя, которые отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы.

Общеизвестные слова К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя[7], подтверждают мысль о том, что личностные качества педагога во взаимодействии с детьми также играют огромную роль в формировании их нравственного воспитания.

Рассмотрим, такое нравственное качество педагога как гуманность. Оно определяется как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (всем субъектам образовательного процесса — ребенку, коллеге и т.д.) как к высшей ценности. Среди качеств, считает Г.М. Коджаспирова, характеризующих педагога-гуманиста, являются аттракция, способность к эмпатии, к рефлексии, креативность, сензитивность к потребностям ребенка. В.А. Сластенин пишет, что это любовь к детям, долг, самоотверженность, ответственность, такт, справедливость. (2, 6)

«Интериоризация гуманистических ценностей педагогической деятельности создает фундамент педагогической культуры педагога. И что особенно важно, гуманистические ценности приобретают для педагога личностный смысл, становятся внутренними детерминантами его саморазвития, самоопределения, саморегуляции» [2, С.45].

Воспитать детей гуманными невозможно, если сам педагог не обладает такими качествами, а только на уровне сознания принимает идеи гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода.

Согласно теории «личностных вкладов» В.И. Петровского, человек своей реальной деятельность и общением, производит существенные изменения и в себе, и в других людях, поскольку осуществляет определенные «вклады» себя, своих сил, способностей, ума, характера в других людей [4, 5).

Именно этими персональными «вкладами» в других измеряется личность, если руководствуется гуманистическими ценностями. Это положение в наибольшей степени относится к педагогу, так как суть его деятельности — содействие развитию воспитанника, ученика. Отражаясь в ребенке, он выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого ребенка на вещи, формирующее у него новое побуждение, ставящее перед ним новые цели. В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя «оформляется воспитательная позиция личности» и она во многом зависит от конкретного устройства общества. Так, в эпоху тоталитаризма, проповедуя идеологию человека «винтика», воспитательная позиция педагога была «Делай, как Я!». В современных условиях при демократизации общественной жизни воспитательной позицией будет «Не рядом и не над, а вместе!». Очевидно, что эта позиция в рамках личностно-ориентированного похода.

Из выше сказанного следует, что личностный подход во взаимодействии с детьми, позволяет ребенку стать как бы творцом моральных правил, регулирующих его отношения к деятельности, к сверстникам, к самому себе, и, главное, затрагивает его эмоциональную сферу, позволяет достичь такого положения, при котором поступок, соответствующий моральному правилу, становится личностно значимым для него. Уходят двойные стандарты – для тети и для себя, когда за пределами контакта с воспитателем, поведение детей остается ожидаемым и должным.

Список использованной литературы:

  1. Закон Российской Федерации об образовании. — М: Мозаика — Синтез, 2013. — 272 с.
  2. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие. -М., 1994. — 344 с.
  3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. — С. 10-23.
  4. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  5. Петровский, В.А. Личность как субъект активности //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 467- 488.
  6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Просмотров: 664
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Верхозина Ирина Михайловна. Статья 'Личностно - ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми'
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Заздравных Инна. Формирование физических качеств у детей 4 -5 лет в совместной деятельности педагога с детьми на прогулке «Волшебное путешествие в осенний лес»
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Казакова Галина Александровна. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Румянцева Галина Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми в средней компенсирующей, логопедической группе у детей с ТНР по теме: «Наш любимый город, Санкт – Петербург»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь