Авторы:
- Казакова Г. А., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №8
- Новопашина М. Д., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №8
В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: "Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности"?2?. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.
В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.
Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Во взаимодействии с детьми мы придерживаемся позиции так называемых трех «П»:
- «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
- «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
- «Принять» — всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.
В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Одним из основных условий реализации данного подхода является эффективная организация среды ДОУ. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию в процессе решения образовательных задач индивидуальности обучающихся ?1?. В этом случае основным средством проектирования образовательной среды является избираемая дошкольником образовательная программа, которая рассматривается как индивидуальный образовательный маршрут.
Проектирование (создание) образовательной среды в нашем ДОУ предполагало два этапа. Первый этап – проектирование индивидуального маршрута.
На этом этапе необходимо было выяснить возможные пути индивидуализации образовательной программы и определить пути максимального удовлетворения образовательных ожиданий дошкольников.
- Какие возможности выбора могут быть реализованы в образовательном процессе.
- Какие образовательные технологии, ориентированные на определенный возраст детей, должны быть «добавлены в методический инструментарий» нас, как воспитателей.
- Как может быть построена программа совместной с педагогом образовательной и самостоятельной деятельности детей, направленная на расширение образовательного пространства детей.
- В каких формах, методах сопровождения и поддержки нуждается дошкольник.
- В каких социально значимых делах дошкольники могли бы проявить себя активными участниками и организаторами.
- Каким образом должно быть устроено пространство ДОУ для реализации идей обновления образовательного процесса.
Второй этап – был связан с разработкой плана реализации проекта образовательной среды на каждой возрастной ступени образовательного процесса.
Педагоги нашего ДОУ достаточно активно используют разнообразные технологии, позволяющие создавать условия для развития индивидуальных способностей детей. Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно было определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого воспитанника, а с другой – отразят специфику нашего ДОУ, его уникальные образовательные возможности.
Такой спецификой ДОУ на протяжении всего времени ее существования остается поликультурное образование детей и широкие социокультурные связи с образовательными учреждениями города. Развитие подобного партнёрства является уникальным способом обогащения социального и культурного опыта детей и одновременно мотивирующей формой для освоения межкультурного взаимодействия.
Именно поэтому, наряду с использованием игровых методик, проектного обучения, мастерских, тематизации образовательного содержания мы стали постепенно вводить в практику работы
- инновационные технологии в совместную образовательную деятельность педагога с детьми: игровые обучающие ситуации;
- совместные проекты родителей и детей поликультурного содержания;
- подготовку и участие в разнообразных международных и российских конкурсах творческого и познавательного направлений и т.д.
Созданная нами на сегодня в группах и помещениях ДОУ развивающая поликультурная среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию.
Особое внимание мы уделяем подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность мы можем изменять в зависимости от интересов и потребностей детей.
Прежде всего, мы предоставляем детям возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.
Мы строим образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Задачи, темы, содержание и виды деятельности планируем и реализовываем исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляем вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.
Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.
Таким образом, при учете поликультурного компонента образования в личностно-ориентированном взаимодействии с детьми воспитываются и развиваются такие качества личности, как эмпатия, толерантность, любознательность к традициям, культуре другого народа, что создает предпосылки для становления нравственной и успешной личности. Ожидаемые нами результаты — расширение степеней свободы развивающегося ребенка, его способностей, прав, перспектив.
Сегодня мы можем говорить о таких результатах.
- ДОУ выступает как культурно-образовательный центр, обеспечивающий преемственность региональной культуры для детей и их родителей.
- В ДОУ создана эффективная система творческой деятельности детей, представляющая собой широкую сеть тематических проектов.
- ДОУ выступает сегодня как инновационно-методический центр, помогающий творческому развитию поликультурной образовательной среды ДОУ в своем округе.
Таким образом, опыт нашего ДОУ по созданию открытой образовательной среды, ориентированной на учет поликультурного компонента образования при моделировании содержания личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, позволяет сделать вывод о продуктивности подобной деятельности, о возможности реализации указанных двух этапов проектирования параллельно и, безусловно, о необходимости ориентации системы управления ДОУ на личностный и профессиональный рост педагогического коллектива.
Литература:
- Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста /О. В. Дыбина, Л.А. Пенькова, О.А. Еник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64с.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. – Вып. 1/ед. -сост. Н.Б. Крылова. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. – С.55.
- Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
|