Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Казакова Галина Александровна. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ



Казакова Галина Александровна. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ

Авторы:

  • Казакова Г. А., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №8
  • Новопашина М. Д., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №8

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: "Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности"?2?. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

 

В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Во взаимодействии с детьми мы придерживаемся позиции так называемых трех «П»:

  1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
  2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
  3. «Принять» — всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.

В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Одним из основных условий реализации данного подхода является эффективная организация среды ДОУ. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию в процессе решения образовательных задач индивидуальности обучающихся ?1?. В этом случае основным средством проектирования образовательной среды является избираемая дошкольником образовательная программа, которая рассматривается как индивидуальный образовательный маршрут.

Проектирование (создание) образовательной среды в нашем ДОУ предполагало два этапа. Первый этап – проектирование индивидуального маршрута.

На этом этапе необходимо было выяснить возможные пути индивидуализации образовательной программы и определить пути максимального удовлетворения образовательных ожиданий дошкольников.

  • Какие возможности выбора могут быть реализованы в образовательном процессе.
  • Какие образовательные технологии, ориентированные на определенный возраст детей, должны быть «добавлены в методический инструментарий» нас, как воспитателей.
  • Как может быть построена программа совместной с педагогом образовательной и самостоятельной деятельности детей, направленная на расширение образовательного пространства детей.
  • В каких формах, методах сопровождения и поддержки нуждается дошкольник.
  • В каких социально значимых делах дошкольники могли бы проявить себя активными участниками и организаторами.
  • Каким образом должно быть устроено пространство ДОУ для реализации идей обновления образовательного процесса.

Второй этап – был связан с разработкой плана реализации проекта образовательной среды на каждой возрастной ступени образовательного процесса.

Педагоги нашего ДОУ достаточно активно используют разнообразные технологии, позволяющие создавать условия для развития индивидуальных способностей детей. Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно было определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого воспитанника, а с другой – отразят специфику нашего ДОУ, его уникальные образовательные возможности.

Такой спецификой ДОУ на протяжении всего времени ее существования остается поликультурное образование детей и широкие социокультурные связи с образовательными учреждениями города. Развитие подобного партнёрства является уникальным способом обогащения социального и культурного опыта детей и одновременно мотивирующей формой для освоения межкультурного взаимодействия.

Именно поэтому, наряду с использованием игровых методик, проектного обучения, мастерских, тематизации образовательного содержания мы стали постепенно вводить в практику работы

  • инновационные технологии в совместную образовательную деятельность педагога с детьми: игровые обучающие ситуации;
  • совместные проекты родителей и детей поликультурного содержания;
  • подготовку и участие в разнообразных международных и российских конкурсах творческого и познавательного направлений и т.д.

Созданная нами на сегодня в группах и помещениях ДОУ развивающая поликультурная среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию.

Особое внимание мы уделяем подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность мы можем изменять в зависимости от интересов и потребностей детей.

Прежде всего, мы предоставляем детям возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.

Мы строим образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Задачи, темы, содержание и виды деятельности планируем и реализовываем исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляем вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.

Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.

Таким образом, при учете поликультурного компонента образования в личностно-ориентированном взаимодействии с детьми воспитываются и развиваются такие качества личности, как эмпатия, толерантность, любознательность к традициям, культуре другого народа, что создает предпосылки для становления нравственной и успешной личности. Ожидаемые нами результаты — расширение степеней свободы развивающегося ребенка, его способностей, прав, перспектив.

Сегодня мы можем говорить о таких результатах.

  • ДОУ выступает как культурно-образовательный центр, обеспечивающий преемственность региональной культуры для детей и их родителей.
  • В ДОУ создана эффективная система творческой деятельности детей, представляющая собой широкую сеть тематических проектов.
  • ДОУ выступает сегодня как инновационно-методический центр, помогающий творческому развитию поликультурной образовательной среды ДОУ в своем округе.

Таким образом, опыт нашего ДОУ по созданию открытой образовательной среды, ориентированной на учет поликультурного компонента образования при моделировании содержания личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, позволяет сделать вывод о продуктивности подобной деятельности, о возможности реализации указанных двух этапов проектирования параллельно и, безусловно, о необходимости ориентации системы управления ДОУ на личностный и профессиональный рост педагогического коллектива.

Литература:

  1. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста /О. В. Дыбина, Л.А. Пенькова, О.А. Еник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64с.
  2. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. – Вып. 1/ед. -сост. Н.Б. Крылова. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. – С.55.
  3. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
Просмотров: 402
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Карапетян Инга Николаевна. Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Козлова Елена Николаевна. Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Верхозина Ирина Михайловна. Статья 'Личностно - ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Курышова Наталия Николаевна. Доклад по теме : «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, на современном этапе образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь