МБДОУ «Детский сад № 93 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар Республика Коми Булышевой Татьяны Валериевны.
Сборник методических материалов предназначен для воспитателей в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни, а среда его окружающая призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать все условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Образовательная деятельность проводится в рамках реализации программы «Истоки» и разработанных на её основе рабочих учебных программ для детей дошкольного возраста.
Актуальность:
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Скачать конспект
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.
В своей педагогической практике применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой:
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Следуя этим советам, занятия организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Новизна и оригинальность: заключается в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, с использованием социо – игровой технологии, в соответствие с ФГОС ДО.
Практическая направленность: Данный материал может быть использован для практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Оглавление:
- Пояснительная записка
- Актуальность
3.
- Конспект ООД с детьми средней группы по развитию речи.
Тема: «Африка снится»
- Конспект ООД с детьми средней группы по развитию речи с
Тема: "Следы на снегу".
- Конспект ООД в старшей группе по лепке
Тема: «Цветочная поляна»
- Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи
Тема: «Посуда»
- Конспект ООД в подготовительной группе по развитию речи
Тема: «Такая разная осень».
- Конспект ООД в подготовительной группе по математике
Тема: «В стране знаний».
4. Литература
Конспект ООД с детьми средней группы по развитию речи с использованием социо – игровой технологией.
Тема: «Африка снится»
Образовательная область «Социально – коммуникативное
развитие».
Цель: Продолжать знакомить детей с животными тёплых стран.
Обучающие задачи:
- Вовлекать детей в общий разговор, внеситуативное общение на темы из личного опыта.
- Побуждать самостоятельно строить небольшие тексты-описания.
- Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи, аргументировать свои высказывания.
- Развивать творчество, воображение.
- Развивать умение договариваться о совместных действиях.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа с детьми – Чтение детям произведений художественной литературы — К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит» Москвина «Что случилось с крокодилом», Липатова «День открытых дверей в зоопарке».
Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Животные жарких стран», беседы с детьми о них.
Аппликация на тему «Полосатые зебры». Лепка на тему «Жираф заболел». Конструирование на ему «Животные жарких стран».
Знакомство с игрой «Скажи другу приятное слово».
Совместная работа с родителями — Чтение детям художественной литературы о дружбе, заучивание пословиц о дружбе.
Материал: картинки для деления на компании, игрушки: слон, жираф, зебра; напольная мозаика «Африка», колокольчик.
Этапы работы:
I. Вводная часть
Цель: Создать положительный настрой на организованную образовательную деятельность.
/ Раздается звон колокольчика, дети собираются на ковре/
Воспитатель предлагает вспомнить наш девиз /все идут в центр круга, кладут ладошки на ладони воспитателя/, дети говорят:
«Все за одного, один за всех — тогда в деле будет успех» /дети расширяю круг, берутся за руки / и продолжают:
«Мы дружные ребята, не ссоримся совсем, мы дружные ребята — скажите это всем» по окончанию слов дети обнимают друг друга, затем воспитатель предлагает сказать друг другу приятные слова.
Проводится игра: «Скажи другу приятное слово».
А давайте вспомним пословицы о дружбе. / дети называют 2-3 пословицы. /: «Человек без друзей — что дерево без корней.», «Друг за друга держаться – ничего не бояться»., «Сам погибай, а друга выручай», «Друг познается в беде» /
II. Основная часть
Цель: Организация детского внимания, объяснение материала, постановка учебной задачи и совместное решение, закрепление знаний и навыков.
Воспитатель: Ну что ж, вам с друзьями ничего не страшно. Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие. А куда мы с вами отправимся, догадайтесь.
Читаю стихотворение Б.Заходера «Африка», с показом на интерактивной доске.
Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны
Обитают обезьяны, и жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы цветом радуги летят.
Африка, Африка, сказочные страны,
Африка, Африка, жаркий небосвод,
Африка, Африка, сладкие бананы,
Потому что в Африке лето круглый год!
Полосатые лошадки тоже в Африке живут,
Там зеленую зубатку аллигатором зовут.
Попугаев много-много, самый главный — Какаду.
Вот как вырасту немного, в гости в Африку пойду
Африка, Африка, сказочные страны,
Африка, Африка, жаркий небосвод,
Африка, Африка, сладкие бананы,
Потому что в Африке лето круглый год!
Воспитатель: Ну, что догадались. Куда мы с вами отправимся? (в Африку)
После чтения стихотворения педагог продолжает рассказ:
«Африка — удивительная земля. В ней есть безводные пустыни, самая большая на земле пустыня — Сахара. В Африке протекает самая длинная река в мире — Нил. По берегам этой реки растут пышные зеленые леса и высокие травы.
Воспитатель: Ну, что отправляемся.
Деление на компании: Воспитатель: У меня на подносе лежат картинки, взяв картинку вы садитесь за тот стол, которому относится ваша картинка (соотнесение маленькой картинки к большой картинке, которые находятся на столе – обезьянка, лев, носорог). Готовность к работе дети показывают, подняв руки над головой «шалашиком». Воспитатель: вам необходимо назвать свою компанию животными, которые живут в Африке и выбрать достойного капитана (дети совещаются). Капитан, каждой из компаний, по очереди рассказывает, например,
Первая компания: — Я капитан, наша компания называется «Обезьянки». Вторая компания: — Я капитан, наша компания называется «Львы». Третья компания: — Я капитан, наша компания называется «Носороги».
Воспитатель: А загадки мои вы сумеете отгадать? (да)
У него большие уши,
Самый длинный в мире нос,
Самый крупный он на суше.
Кто такой? К тебе вопрос!» (Слон) (ответы детей).
/Появляется игрушка-отгадка/. Педагог повторяет загадку в форме текста-описания, дополняет его: «У слона толстые ноги, большие широкие уши, небольшой хвост. А самое удивительное — это хобот. Им слон все делает как рукой».
Воспитатель: загадывает следующую загадку:
Узнать его нам просто, узнать его легко:
Высокого он роста и видит далеко. /Жираф/.
Воспитатель демонстрирует игрушку-отгадку, описывает её, включая в описание текст загадки: «Жираф очень высокий, ростом с двухэтажный дом, У него длинные ноги и очень длинная шея. Он очень красиво раскрашен, весь в пятнах. У него смешные маленькие рожки и маленькие ушки».
Воспитатель: загадывается загадка о зебре:
У этой лошадки одежка в полоску.
Похожа одежка её на матроску. (Зебра).
Педагог показывает игрушку, повторяет загадку в форме текста-описания, расширяет его: «Зебра полосатая. У неё есть копыта, грива и хвост. Она хорошо бегает. У нее сильные ноги».
Воспитатель: Сейчас каждая компания будете составлять по своей картинке рассказ, а когда ваш рассказ будет готов, вы поднимите руки над головой шалашиком.
Давайте вспомним правила: 1. Если одна компания отвечает, другая внимательно слушает. 2. Капитан не поводит команду, а команда не подводит капитана. (Дети составляю описательные рассказы по картинке, Выслушиваются рассказы от каждой компании детей).
Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть этих животных? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте вместе с вами скажем чистоговорку:
«Ащ-ащ-ащ, у жирафа пестрый плащ».
Воспитатель: Сейчас я вам предлагая встать в круг и поиграть в пальчиковую игру: «У жирафа пятна, пятна…»
Предлагаю поиграть в игру "Кукушка". Дети держат перед собой кулачки. Я иду по кругу, касаюсь каждого кулачка. Все вместе при этом говорим: «Шла Кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду,
Ку-ку, мак, ку-ку, мак,
Открывай один кулак».
Ребёнок, которому выпало, открывает свой кулачок и выполняет какое – то задание.
Например: 1. Скажи правильно: одна обезьяна, много … (обезьян)
2. Как называется наш город.
3. Сосчитай до 5.
4. Как правильно переходить дорогу.
Затем детям предлагается из напольной мозаики собрать картину «Африка», — (Самостоятельная работа в компаниях), а затем уточняем с детьми кто живет в Африке.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей) А где мы с вами были сегодня? (ответы детей)
С кем мы познакомились? (ответы детей)
А почему у нас все так хорошо получилось? (ответы детей)
Воспитатель: У дружных ребят всегда все получается,
Есть ещё одна пословица о дружбе — «Дружно не грузно, а врозь, хоть брось».
|