Из опыта работы старшего воспитателя Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны
Слайд 1
Из существующих технологий наш детский сад в 1994 году остановил свой выбор на социо-игровой технологии, целью которой является - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития.
Слайд 2
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Скачать презентацию
Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т.д.
В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).
Слайд 3
Авторы: Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др. видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.
Слайд 4
Социо-игровая технология – это организация детей -жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;
Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Цель данной технологии:
Формирование коммуникативных навыков общения
Слайд 5
В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Слайд 6
Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных правилах и условиях:
Слайд 7
1 и 2 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
Слайд 8
3 «КИТ»/правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
- четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
Слайд 9
4»КИТ»/ правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
5 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
6 «КИТ»/ правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
Слайд 10
Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаевой и О.В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.
Слайд 11
Общение детей в рамках данной технологии мы организовываем в три этапа:
- на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
Слайд 12
Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игры-задания для рабочего настроя;
- Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;
- Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
- Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Слайд 13
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Слайд 14
На протяжении старшей, подготовительной группы, дети работают с таблицей «Аквариум».
По данному пособию дети знакомятся с печатными буквами русского алфавита, которые размещены группами. Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер- цифра от 1 до 33. Работая с детьми по «Аквариуму», можно реализовать много задач: знакомство с буквами русского алфавита; ориентировка на плоскости; составление слов; составление и решение кроссвордов; и т.д.
Вопросы и задания для детей могут быть разного характера:
- Сосчитай камушки и нарисуй столько же кружков
- Сосчитай всех рыбок, плывущих вправо, влево;
- Какие буквы находятся в правом нижнем углу, в левом, в центре и т.д.
- Зашифруй слово с помощью цифр;
- Назови адрес группы букв;
- Назови все, что находится внизу «Аквариума»;
- Что находится в правом нижнем углу ? Что находится в центре?;
- Сосчитай всех рыбок и нарисуй на один треугольник больше, меньше;
- Какая рыбка по форме похожа на овал?;
- Назови цифру. Которая находится между 6 и 8, меньше 5, но больше 3 и т.д.
Правильность выполнения задания проверяют сами дети или капитаны.
Слайд 15
Таблицу «Аквариум» дополняют четыре «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные-строчные и заглавные.
Задания, рекомендуемые по таблицам «Мир насекомых», «Мир птиц», «Водный мир», «Мир животных»:
- Сколько бабочек, пчел, жуков, муравьев?
- Назови насекомое по описанию.
- Что находится в левом нижнем углу?
- На какие геометрические фигуры похожи растения на таблице?
- На сколько групп можно разделить все растения?
- Нарисуй то, что живет в озере
- Назови самое низкое растение, опиши его;
- Придумай сказку про любую рыбу из таблицы
- Загадай и опиши рыбку;
- Сочини рассказ о животном;
- Что у животных по 1, по 2, по 3;
- Сравни лису и волка;
- Кто находится между верблюдом и слоном?
- Назови животных, которые живут в теплых странах; и т.д.
Также, для ориентировки на плоскости дети учатся составлять рассказ адреса букв. (Например, письменная буква Кк живет в таблице «Мир птиц», в правом домике, во втором подъезде, на третьем этаже. Или наоборот, отгадать букву по адресу.
Слайд 16
Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленной мелкой моторики кистей рук. Поэтому на занятиях и в режимных моментах детям предлагаются: «Запуск волчков»- для координации всех частей рук; «Набирание петель на спицы»- для правильного силового распределения усилий и правильной осанки; «Рисунки с помощью медиатора» - на развитие воображения и творчества.
Для занятий письмом детям дошкольного возраста предлагаются наклонные настольные подставки из фанеры, на которых дети учатся писать ровную строку и росчерки с приговоркой, а затем росчерки дети пишут на листках. (Например,
- росчерк «горка» (приговорка: на горку, с горки…),
- росчерк «волна» (приговорка: бежит волна и падает…) и другие.
Капитаны выбирают лучшие работы и словесно оценивают их по модели какой модели? (ровная, достаточно широкая строка, росчерк помещается в строку, есть наклон, написано аккуратно).
Слайд 17
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь
определенных правил:
- Один за всех и все за одного;
- Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
- Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
- Когда работаешь, не мешай другим.
- Справился сам, помоги другу.
- Главное- не бояться доказывать свою правоту.
- Умей принять помощь.
Слайд 18
Т.о., применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников
Используемая литература:
- А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности», Санкт-Петербург, 2011
- А.С. Русаков, «Условия успеха», Санкт-Петербург, 2011
- А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе», Санкт-Петербург, 2011
- Е.Е. Шулешко «Понимание грамотности», Москва,2001
|