Бутенко Татьяна Степановна. Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование  социо-игровой технологии  в работе с детьми  старшего дошкольного возрастаИз опыта работы старшего воспитателя Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны

Слайд 1

Из существующих технологий наш детский сад в 1994 году остановил свой выбор на социо-игровой технологии, целью которой является - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития.

Слайд 2

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Скачать презентацию

Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т.д.

В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).

Слайд 3

Авторы: Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др. видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.

 

Слайд 4

Социо-игровая технология – это организация детей -жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;

Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Цель данной технологии:

Формирование коммуникативных навыков общения

 

Слайд 5

В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

 

Слайд 6

Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных правилах и условиях:

 

Слайд 7

1 и 2 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

 

Слайд 8

3 «КИТ»/правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

  • по цвету волос, глаз, одежды;
  • чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
  • кто на каком этаже живет;
  • четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;
  • найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
  • кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

 

Слайд 9

4»КИТ»/ правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

5 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

6 «КИТ»/ правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

 

Слайд 10

Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаевой и О.В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

 

Слайд 11

Общение детей в рамках данной технологии мы организовываем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

 

Слайд 12

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игры-задания для рабочего настроя;
  • Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;
  • Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
  • Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

 

Слайд 13

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

 

Слайд 14

На протяжении старшей, подготовительной группы, дети работают с таблицей «Аквариум».

По данному пособию дети знакомятся с печатными буквами русского алфавита, которые размещены группами. Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер- цифра от 1 до 33. Работая с детьми по «Аквариуму», можно реализовать много задач: знакомство с буквами русского алфавита; ориентировка на плоскости; составление слов; составление и решение кроссвордов; и т.д.

Вопросы и задания для детей могут быть разного характера:

  • Сосчитай камушки и нарисуй столько же кружков
  • Сосчитай всех рыбок, плывущих вправо, влево;
  • Какие буквы находятся в правом нижнем углу, в левом, в центре и т.д.
  • Зашифруй слово с помощью цифр;
  • Назови адрес группы букв;
  • Назови все, что находится внизу «Аквариума»;
  • Что находится в правом нижнем углу ? Что находится в центре?;
  • Сосчитай всех рыбок и нарисуй на один треугольник больше, меньше;
  • Какая рыбка по форме похожа на овал?;
  • Назови цифру. Которая находится между 6 и 8, меньше 5, но больше 3 и т.д.

Правильность выполнения задания проверяют сами дети или капитаны.

 

Слайд 15

Таблицу «Аквариум» дополняют четыре «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные-строчные и заглавные.

Задания, рекомендуемые по таблицам «Мир насекомых», «Мир птиц», «Водный мир», «Мир животных»:

  • Сколько бабочек, пчел, жуков, муравьев?
  • Назови насекомое по описанию.
  • Что находится в левом нижнем углу?
  • На какие геометрические фигуры похожи растения на таблице?
  • На сколько групп можно разделить все растения?
  • Нарисуй то, что живет в озере
  • Назови самое низкое растение, опиши его;
  • Придумай сказку про любую рыбу из таблицы
  • Загадай и опиши рыбку;
  • Сочини рассказ о животном;
  • Что у животных по 1, по 2, по 3;
  • Сравни лису и волка;
  • Кто находится между верблюдом и слоном?
  • Назови животных, которые живут в теплых странах; и т.д.

Также, для ориентировки на плоскости дети учатся составлять рассказ адреса букв. (Например, письменная буква Кк живет в таблице «Мир птиц», в правом домике, во втором подъезде, на третьем этаже. Или наоборот, отгадать букву по адресу.

 

Слайд 16

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленной мелкой моторики кистей рук. Поэтому на занятиях и в режимных моментах детям предлагаются: «Запуск волчков»- для координации всех частей рук; «Набирание петель на спицы»- для правильного силового распределения усилий и правильной осанки; «Рисунки с помощью медиатора» - на развитие воображения и творчества.

Для занятий письмом детям дошкольного возраста предлагаются наклонные настольные подставки из фанеры, на которых дети учатся писать ровную строку и росчерки с приговоркой, а затем росчерки дети пишут на листках. (Например,

  • росчерк «горка» (приговорка: на горку, с горки…),
  • росчерк «волна» (приговорка: бежит волна и падает…) и другие.

Капитаны выбирают лучшие работы и словесно оценивают их по модели какой модели? (ровная, достаточно широкая строка, росчерк помещается в строку, есть наклон, написано аккуратно).

 

Слайд 17

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь

определенных правил:

  1. Один за всех и все за одного;
  2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
  3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
  4. Когда работаешь, не мешай другим.
  5. Справился сам, помоги другу.
  6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
  7. Умей принять помощь.

 

Слайд 18

Т.о., применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Используемая литература:

  • А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности», Санкт-Петербург, 2011
  • А.С. Русаков, «Условия успеха», Санкт-Петербург, 2011
  • А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе», Санкт-Петербург, 2011
  • Е.Е. Шулешко «Понимание грамотности», Москва,2001

 

Просмотров: 707
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Барсукова О.А Наумова М.В. Презентация с текстовым описанием «Социо-игровой подход в развитии коммуникативных навыков старшего дошкольного возраста»
  • Шумакова Галина Анатольевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ «Социо-игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»
  • Журавлева Н.А. Кокшарова М.В.. Мастер – класс: «Использование социо — игровой технологии в работе с дошкольниками»
  • Елена Викторовна Юшкова. Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
  • Булышева Татьяна Валериевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо – игровой технологией, ИКТ. Тема: 'Следы на снегу'
  • Сорокина Ольга Борисовна. Сценарий детско-родительского социо-игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Федоры».
  • Станинова Елена Борисовна. Совместная организованная деятельность с применением социо-игровых технологий Тема: «Игры для творческого самоутверждения» (старшая группа)
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Голюдова Ирина Станиславовна. Конспект педагогического мероприятия Опытно-экспериментальная деятельность, с использованием социо-игровых технологий
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Михкиева Наталия Юрьевна Сафонова Юлия Алексеевна Логинова Виктория Владимировна. Интегрированное занятие в подготовительной группе с ТНР с использованием социо — игровых технологий. Тема занятия: «Осень в гости просим».
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Рамазанова Ольга Борисовна. КОНСПЕКТ совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Машуля-чистюля» для детей младшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Доля Екатерина Александровна. НОД с применением игровой технологии для детей дошкольного возраста «Мой любимый детский сад!»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Путешествие»
  • Суркова Татьяна Александровна, Сенченко Ирина Викторовна, Агеева Ольга Николаевна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Радуга настроений» с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь