Развитие навыков общения – важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения. Другими словами, нужно обучать детей умению общаться, обучать культуре общения используя для этого разнообразные методы и приёмы.
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Общение является важным элементом любой игры. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и со взрослыми. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка.
Нашу группу посещают дети с нарушением зрения. Еще одной сложностью при формировании группы был ее разновозрастной состав.
В развитии игровой деятельности слабовидящих детей, появляются те же закономерности, что и в учебной, трудовой – замедленный темп, диспропорциональность в развитии отдельных сторон игры, отставание в развитии игровой деятельности от нормально видящих детей. Как известно, в играх отражается жизненный опыт детей. Слабовидящие дети, как правило, ограничены в своем общении. Кроме того, некоторые, особо опекаемые в семьях, чрезмерно оберегаемые дети, не привыкли уступать, делиться игрушками. Это создает дополнительные барьеры на пути к совместным играм. Одним из важнейших приемов обучения детей с нарушением зрения игре является участие в ней воспитателя. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения.
Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Главной проблемой является то, что основная методическая литература рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
Но в организации игровой деятельности в разновозрастной группе есть и преимущества, которые заключаются в том, что младшие дети учатся играть у старших детей. В играх старшие дети заботятся о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. Формируются правильные взаимоотношения в коллективе, заботливость, самостоятельность, интерес детей к совместным играм.
С первых дней посещения нашей группы детского сада мы большое значение уделяли жизнерадостному настроению детей, поддерживали их хорошее отношение друг к другу. Большую помощь в этом нам оказали совместные игры: коммуникативные, хороводные, подвижные.
Самая любимая коммуникативная игра в нашей группе «Друзья». Ее мы используем каждый день как настрой перед организованной деятельностью.
Дети стоят в кругу.
1 куплет.
Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (взялись за руки)
Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (встают в общий круг, улыбаются)
2 куплет (повтор движений в парах)
Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (взялись за руки)
Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
(улыбаются, обнимают друг друга).
Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. А еще они хороши тем, что в них можно играть как в группе, так и на улице.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, повторяя текст:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель: повернуться, наклониться, присесть. В последствии игра усложняется, движения показывает не воспитатель, а сами дети.
Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
В подвижной игре ребенок, незаметно для себя, без принуждения выполняет требования воспитателя и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.
Для примера можно взять игру «У медведя во бору». Варианты этой игры очень много. Если малыши просто с удовольствием бегают по залу или веранде, то старшие дети выполняют определенные правила: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).
Ролевая игра детей с патологией зрения характеризуется бедностью сюжета, небольшим количеством звеньев. Характерно также, что в процессе этих игр у детей возникает много конфликтов при распределении ролей, атрибутов и т.д., это объясняется резким различием слабовидящих детей в уровнях развития игровой деятельности и, в частности, мотивов, побуждающих ребенка к игре.
Учитывая, что дети, имеющие нарушение зрения, не склонны к длительным играм, мы заранее готовили их к ролевой игре, путем предварительного обыгрывания игрушек и других атрибутов будущей игры. Знакомясь с различными вариантами использования каждой игрушки, разнообразными способами действия с ними, ребенок восполняет пробелы в представлениях, конкретизирует и уточняет их. Также мы показывали детям способы многопланового использования предметов в играх: дети стараются использовать один и тот же предмет в разных ситуациях, выделяя то один, то другой существенный признак. Это умение обогащает игру детей, они ее не прекращают из-за отсутствия какого-либо предмета, а стараются подыскать предмет-заместитель.
Со временем сюжетно-ролевая игра в нашей группе стала более живой и интересной: мы постарались организовать игровую среду таким образом, чтобы ребенок любого возраста мог выбрать для себя интересную деятельность, найти особую роль. Например, после внесения в группу атрибутов военной игры, старшие мальчики уже длительное время играют в разведчиков, привлекая младших детей на второстепенные роли.
При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор.
Требования к организации игры в разновозрастной группе:
- воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;
- знать специфику работы с разными возрастными группами и уметь соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников;
- соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т. е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению.
|