Михеева Екатерина Александровна Старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 31»
В настоявшее время основное внимание уделяется проблеме социально – коммуникативного развития и воспитания ребёнка дошкольника. В чём важность данной проблемы: с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения; нет живого общения (с книгой; со сверстниками, взрослыми; с социумом; нет положительного примера); а с другой стороны – общество идёт вперёд, предъявляя новые требования: к личности ребёнка дошкольника (ребёнка, как субъекта педагогического процесса); а также наличие у педагога нового взгляда на ребёнка (как на субъекта воспитания), как на партнёра по совместной деятельности.
Скачать конспект
Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны: с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств её реализации; с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе
ФГОС ДО к основным характеристикам социально-коммуникативного развития детей относит: положительное отношение к себе и другим; активное взаимодействие со сверстками и взрослыми; участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей и радоваться их успехам; стараться разрешать конфликты; проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании; соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, правил безопасного поведения.
Все эти и другие навыки и умения можно сформировать, используя социо-игровые ситуации.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит в повседневной деятельности, во всех видах детской деятельности, но прежде всего в игре, так как это ведущий вид детской деятельности. Общение является важным элементом любой игры.
Во время игры дети имеют возможность получить новые впечатления, происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Если исходить из того, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, считаем, что использование СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ это руководство к действию в организации жизни детей в ДОУ. Таким образом играть с детьми мы можем и в формате социо-игровой технологии. Возникает вопрос «почему?». Если сопоставить элементы социально-коммуникативного развития и социо-игровой технологии, то мы увидим, что все правила, которые входят в социо-игровую технологию можно наложить на компоненты социально-коммуникативных навыков (таблица № 1).
Социо-игровая технология базируется на 3 законах (постулатах):
- «Не учи Ученого» — Ученого учить, только портить. Ребенок все знает, все понимает, он сам имеет свое представление (по любому вопросу). Уже с раннего возраста необходимо не учить, не опекать ребенка излишне, а «интуитивно» отпустить его, задавать ему дела, создавать ситуации.
- 133 зайца – полезность, что я этим добьюсь, что дети «словят» — «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. А если за 133 погонишься, то с десяток все равно поймаешь». В любом общении детям необходимо задавать открытые вопросы, которые дают ребенку возможность на неординарные ответы. (Например: Что вы можете рассказать о лете? Что происходит летом? А что такое космос?)
- Не бояться быть Незнайкой, не надо быть Всезнайкой — Воспитателю не надо бояться оказываться в ситуации «я ничего не знаю», «растолкуйте мне, расскажите», «я, конечно, знаю, но хочу услышать от вас». Быть откровенным, с детьми. Говорить с детьми по-взрослому: «Давайте поговорим, потолкуем». Дети должны видеть глаза друг друга, а не сидеть в затылок!»
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора. Дети обязательно должны общаться: спрашивать у взрослого, у другого ребенка, объединяться для общего дела, знакомиться с решением других и использовать их по-новому в своих работах, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это необходимо, умело организовывать любые виды деятельности, распределять обязанности (роли), обговаривать ситуации и находить между собой человека, который сможет ответить и передать ту информацию, которая обсуждалась между детьми.
Основной предмет этой педагогики не в обучении, и не в воспитании, а в умной организации жизни детей. А ее лозунг: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Малые группы (компании) воспитатель организует специально или использует в работе спонтанно возникшие детские объединения, направляет интересы детей друг на друга, объединяя их общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
С помощью социо-игровой технологии дети осваивают и овладевают такими умениями: слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое, диалоговое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них исчезает чувства страха за ошибку. Ребенок учится быть лидером и быть ведомым; учится умело ориентироваться в пространстве, находить себе свободное, удобное место.
Всё выше перечисленное относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Если мы посмотрим на схему № 2, то мы увидим, что социо-игровая технология позволяет обеспечивать, сопровождать образовательную область «Социально – коммуникативное развитие» Они взаимно дополняют друг друга
Схема № 2
Различные игры, любые познавательные мероприятия, любая продуктивная деятельность способствуют развитию социально – коммуникативных умений и навыков. Но мы остановимся на коммуникативных играх. Прежде чем ребёнок научится играть в данные игры, он сначала должен научиться устанавливает контакт со сверстниками, наладить диалог, а потом приступать к игре.
Педагогами нашего дошкольного учреждения были разработаны авторские коммуникативные игры с использованием социо-игровой технологии в контексте образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Мы уверены, что такие игры помогут научить детей находить контакт друг с другом, строить диалоги, взаимодействовать, распределять обязанности, решать спорные ситуации. Мы определили темы: «Хорошие и плохие качества человека»; «Вежливость», «Доброта», «Дружба»; «Я и окружающий мир»; «Хорошие и плохие поступки»; «Моя семья»; «Этикет». И в соответствии с данными темами разрабатываем авторские коммуникативные игры.
Пример авторской коммуникативной игры «Добрые дела»
Цель: Способствовать развитию умений детей придумывать рассказы о «Добрых делах», окружающих нас предметов.
Вариант № 1 В игре могут участвовать до 5-6 человек. Воспитатель предлагает детям превратиться в добрых сказочных волшебников. Будем придумывать добрые дела к предметам, которые нас окружают. Каждый из детей вытягивает картинку с изображением предмета, не показывая другим детям. Дети придумывают доброе дело данному предмету и рассказывают ребятам, не называя предмет. Все остальные отгадывают. Например: Этот предмет очень полезен: он нам поможет смастерить стул, повесить картину, забить гвоздь и т.д. Сицио-игровой приём организации ответов детей: А сейчас рассказывает тот, кто самый высокий; у кого имя начинается на звук «П»; у кого есть на одежде фиолетовый цвет; у кого есть домашнее животное; у кого две косички; ответит тот, кто выше ростом Петя или Витя и т.д.
Вариант № 2 Дети делятся по разрезным картинкам: по 4, 6 детей (в зависимости от того, на сколько частей разрежете картинку). С одной стороны картинки цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, оранжевый), с другой стороны изображён предмет.
Дети собираются в компании по цветам. Компании находят удобное место в группе и собирают картинку (предмет) не называя вслух данный предмет. В компаниях дети придумывают: 1 — пантомиму «доброго дела» с данным предметом; 2- мини рассказ добрых дел, которые, может выполнить этот предмет. Потом каждая компания представляет пантомиму, если компании не угадывают предмет, то дети представляют мини рассказ о добрых делах данного предмета. Например: Этот предмет очень полезен в дождливую погоду, он помогает нам не промочить ноги, чтобы мы не заболели. Сицио-игровые приёмы организации — ответов детей: первой покажет пантомиму компания у которой, предмет начинается на звук «Г»; а сейчас покажет пантомиму компания у которой предмет символизирует цифру 5; покажет пантомиму компания у которой предмет очень острый и т.д.
Примеры данных игр наглядно показывают преимущества социо-игровой технологии в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольника.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
Список литературы:
- Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
- Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
- Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. — Красноярск, 1999. — 221 с.
- Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятие, дидактические материалы. Старшая группа/ авт. -сост. Л.А. Загуменная. Волгоград: Учитель, 2012. – 231с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. – М.: КНОРУС, 2013. – 176с.
|