Выполнила: воспитатель Апаринова Е.Ф. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Солнышко»
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. (С. И. Мерзлякова)
Актуальность
Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации. ФГОС ДО называет социально-коммуникативное развитие одним из условий успешной социализации дошкольников. Социально-коммуникативное развитие является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Хотелось бы чтобы наши воспитанники были самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной в наше время. Театрализованные игры — один из самых эффективных способов позитивной социализации ребенка.
Цель:
Формировать умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты со взрослыми и сверстниками.
Стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, воспитанники смогли применять в повседневной жизни.
Задачи:
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованным играм;
- Совершенствовать речевую активность;
- Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (интонация, мимика, жесты, движения);
- Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми, опыт нравственного поведения;
Театрализованные игры позволяют ребенку оказаться в ситуации, приближенной к реальной, в непринужденной и интересной форме.
Театрализованные игры научат видеть ребенка прекрасное в жизни, в людях, зарождают в нем самом стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театрализованные игры способствует развитию детской фантазии, памяти, развитию речи, формирует опыт социальных навыков поведения, позволяют проявить свои актерские способности.
Для создания и организации условий для театрализованной деятельности прежде всего была пополнена развивающая предметно – пространственная среда. К имеющимся уже видам театра (настольный, пальчиковый, вязаный, Би-ба-бо, конусный, театр картинок и фланелеграф, театр на перчатке, костюмов и масок), были добавлены большие напольные куклы, театр на лопатках, платковых кукол, теневой театр.
Свою работу мы начали в первой младшей группе с театра на фланелеграфе. Я прикладывала картинку, читала стихи, а дети старались повторить, использовала сюрпризный момент, вопросы к детям, проблемные ситуации. Обыгрывали потешки, давала задания – попрыгай, как зайчик и прыгала вместе с ними. Детей интересовали игры с куклами, они с удовольствием выражали свои эмоции в движениях- импровизациях под музыку. Интересно было наблюдать за мальчиком Никитой: когда, сидя на ковре с детьми, я говорила голосами персонажей сказки (Мишки, Зайки), он подходил и своими пальчиками раскрывал мне рот и заглядывал, желая узнать: «Откуда идет то низкий, то высокий звук?»
Так, постепенно, мы подошли к старшему возрасту. Дети уже сами начали придумывать сказки, рисовать и вырезать к ним картинки.
Знакомя детей с различными видами театра, я провела беседу с показом иллюстраций картинок, загадывала загадки, читала отрывки из сказок, а дети должны были отгадать сказку, и.т. д, также я применяла ИКТ. Используемый мной материал был самым разнообразным: слайды, презентации, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более понятным, современным, разнообразным; затем определила задачи, основываясь на результаты.
С помощью родителей бы изготовлен гномик Тимоша, которого я применяла в играх. Он привлекал ребёнка своей оригинальностью, и возможностью разнообразного использования. А так же был изготовлен лэпбук по русским народным сказкам, большую радость детям приносил «пальчиковый» театр, еще была создана картотека «пальчиковых» игр.
Было замечено, что в ходе игр, если ребенок создавал конфликтные ситуации, то это говорило о том, что он живет в неблагоприятной домашней обстановке.
Дети с родителями ходили на кукольный спектакль, после делились впечатлениями. Затем читала сказки, стихи, их обсуждали, определяли характер героев, их движения, мимику, жесты, работали над выразительностью речи.
- Особое внимание обращала на развитие мимики и жестов, где использовала игры «Совушка-сова», «Мишка косолапый», «Лиса в курятнике», упражнение на имитацию «Пойми меня», игровое упражнение «Измени голос», импровизацию «Изобрази героя», где на карточке изображена эмоция. Ребенок, смотря в зеркало, повторял тут же. Упражнение на жесты «Магазин игрушек», где дети изображали игрушку в магазине.
- Использовала загадки, с показом отгадок жестами, мимикой.
- Предлагала детям этюды на выразительность жестов – импровизацию «Веселые зверята», «Волшебное зеркало», «Сороконожки», на релаксацию «Под звуки леса».
- Речевые упражнения «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Упражнения на дыхание», «Звонок», «Муха», «Звуки леса» «Многоэтажный дом»
- Этюды на выражение эмоций «Мое настроение», «Смешная рожица», «Давай, познакомимся»
- Психологические игры «Твои достоинства», «Дарим добро», «Наше настроение», «Учимся смеяться»
- Игры на сплочение «Мы дружная семья», «Если все вокруг подружатся»
- Тактильные игры «Добрый я, добрый ты», «Добрый поезд»
- Готовили декорации, рисовали бусами рисунки по сказкам.
- Во время прогулки проводили игры, где дети повторяли текст, искали подходящий материал для декораций.
Такие игры позволяют сформировать и развить у детей социально — коммуникативные способности и качества:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами
- позитивное отношение к другим людям
- умение сопереживать, эмпатийные качества
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
- умение проявлять инициативу в завязывании контактов.
Для педагогов был проведен мастер-класс «Театрализованная деятельность в домашних условиях», игровой практикум «Работа над сказочным образом, разучиваем роль». Мы показали сказку-драматизацию «Репка на новый лад» родителям и детям других групп.
Результативность использования театрализованных игр:
- большая часть детей стали пользоваться невербальными средствами общения (жесты, мимика)
- речь стала более связной, выразительной, значительно расширился словарный запас детей, большинство детей стали обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях
- дети могут не только выражать свои чувства, но и понимать чувства других
- стали более уверенными в себе, научились преодолевать застенчивость, сопереживать
- у детей появился интерес к театру.
Театрализованные игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
Я пришла к выводу, что в процессе театрализованных игр наиболее эффективно решаются проблемы социально- коммуникативного развития, дети познают мир, могут выразить свое собственное отношение к добру и злу, а также развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, речь детей становится более связанной, выразительной, расширяется их словарный запас.
Хотелось отметить, что во многом нам помогает участие родителей. Стараемся вовлекать родителей в совместные с детьми мероприятия. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности. Планируем на будущее продолжать работу по формированию у детей интереса к театрализованным играм.
|