Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
Подготовила Мишагина Надежда Михайловна Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» Майнского района Ульяновской области
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.
Таким образом, проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, которые изучают возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
В приказе чётко указаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Она должна быть направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
На первый план выходит социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная задача педагога — показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории — воспитание и обучение — не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.
Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.
Главная функция, которая возлагается на это средство, — показать детям социальный мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.
Но, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.
Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.
Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно — для данного ребенка — станет средством познания мира.
Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.
Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.
Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.
Главное значение использования средств приобщения к социальной действительности в процессе социально – коммуникативного развития в том, что оно даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает коммуникативные способности, открывает большие возможности для детского фантазирования, а также способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Важно отметить, что такая работа по социально – коммуникативному развитию, проводимая с детьми в дошкольном возрасте, учитывая сензитивный период, поможет детям в дальнейшем стать полноправным членом нашего общества.
|