Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровье укрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами Учреждения.
Работа нашего детского сада направлена на оздоровление ребенка — дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Модель формирования здоровьесберегающей среды в нашем дошкольном учреждении состоит из:
- Здоровьесберегающих технологий — это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.
- Оздоровительных технологий — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
- Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
- Технологии воспитания культуры здоровья — занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.
Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
Для себя мы определили следующие задачи:
- Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
- Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
- Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя — логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Являясь участниками этого общего процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным видам движения и навыкам здорового образа жизни в каждой возрастной группе.
Это динамические паузы, которые проводятся воспитателями во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей.
Подвижные и спортивные игры — инструктор по физической культуре, воспитатели.
Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателями или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3—5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Проводят инструктор по физической культуре, воспитатели.
Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. Младший возраст — 15 мин., средний возраст — 20 мин., старший возраст — 25 -30 мин. Проводит инструктор по физической культуре.
Дополнительно используются методы закаливания:
- умывание холодной водой после дневного сна.
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
- консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.
Таким образом, система физкультурно — оздоровительной работы, осуществляемой педагогами Учреждения, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.
Список литературы:
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114 117.
- Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. 2005. № 11. С. 75.
- Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образова-тельных программ для детей дошкольного возраста. НГПУ. М., 1999.
|