Шабалина Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ №67 «Колокольчик» Йошкар- Ола, Республика Марий Эл
Современная система образования претерпивает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и инноваций.
Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
«Научным отцом» самого понятия, стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, она включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья детей и педагогов. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья дошкольников.
Цель зоровьесберегающих технологий — сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.
Задачи:
- создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
- в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
- развивать двигательные навыки и физические способности детей;
- формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
- оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.
В соответствии с современным планированием выделяются следующие здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
1. Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение
здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно ориентированного воспитания и обучения);
6. Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. Активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Характеристика здоровьесберегающих технологий:
- гуманность (смысл не навреди ребёнку)
- эффективность (если нет результата, -нет смысла её использовать)
- наукоёмкость (под каждой наукой должно быть научное обоснование)
- универсальность (используют во многих детских учреждениях)
- интегрируемость (технологии должны дополнять друг друга).
Функции педагога при реализации современных образовательных технологий:
- собеседника (функция эмоциональной поддержки ребёнка)
- исследователя (способность проводить анализ личностного роста ребёнка, корректировка процесса развития)
- педагог фасилитатор- положительное принятие ребёнка
- педагог эксперт (консультативная функция, педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом).
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно- оздоровительной работе в условиях в ДОУ использую следующие формы и методы:
- подвижные и спортивные игры- использую, как часть физкультурного занятия и на физкультурно- оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков;
- профилактические упражнения- упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
- стретчинг- упражнения на растяжку, они повышают уровень гибкости, подвижности, и эластичности мышечной системы;
- ритмопластика- элементы гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение, способствует формированию разносторонне — физически и творчески развитой личности;
- пальчиковая гимнастика- улучшает координацию движений и мелкую моторику;
- дыхательная гимнастика- восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;
- фитбол- гимнастика, укрепление мышц торса и является профилактикой нарушения осанки
- релаксация- необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия;
- беседы о здоровье, познавательный материал о здоровье необходим с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно- оздоровительной деятельности на организм;
- самомассаж для оздоровления организма и благоприятного влияния на психику ребёнка;
- работа с родителями- консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, размещение информации в тематических папках передвижках и на стендах;
- работа с воспитателями- консультации, разъяснительная работа в сфере физкультурно- оздоровительной деятельности на педсоветах, семинарах и мастер- класс и личных беседах.
Воспитатель должен так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы здоровьесберегающие технологии в ДОУ гармонично вплетались в план работы с детьми.
Таким образом, комплексное применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя повышает результативность и эффективность физкультурно- образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
|