Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
на семинаре «Здоровьесбережение – приоритетная задача развития и воспитания ребенка»
Педагог – психолог: Ковалева Светлана Михайловна г. Россошь 2015г.
«Психологическое здоровье ребенка-дошкольника»
Добрый день, уважаемые участники семинара!
Свое выступление мне хотелось бы начать словами знаменитого русского классика Антона Павловича Чехова: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения».
«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже — свободу. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». В. А. Сухомлинский.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, так и психологического.
Слайд 1
И тема моего выступления «Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольника – задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Слайд 2
Что же такое «психологическое здоровье»?
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, ключевым словом в понятии «психологическое здоровье» является слово «гармония».
В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?
Это — нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня). Ограничение самостоятельности, стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности. Бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок. Слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.
Факторы, отрицательно влияющие на психическое здоровье ребенка.
Слайд 3
Слайд 4
По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?
Нарушения проявляются в трудностях засыпания и беспокойном сне, усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла, беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности, отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним», рассеянности, невнимательности, беспокойстве и непоседливости, проявлении упрямства.
Какие же условия можем создать мы, для того, что бы ваши дети развивались гармонично?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Создание спокойной и доброжелательной обстановки; внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка; осуществление необходимого наблюдения и коррекционной работы.
Слайд 5, 6, 7, 8
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей, в своей работе мы используем ряд психодиагностических методик; песочную терапию, сказкотерапию, изотерапию, релаксацию. Проводится развивающая работа и психологическая коррекция, психопрофилактика и психопросвещение, а также психологическое консультирование, которое поможет родителям и воспитателям в разрешении проблемы, когда они сами осознали ее наличие.
Слайд 9
Для благоприятного психологического развития ребенка необходимо взаимодействие с семьей.
Слайд 10
Развитие психофизических качеств.
Слайд 11
Развитие физических качеств.
Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми, обеспечивать соответствующие условия для обучения.
Ребенок беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту для его полноценного развития.
Слайд 12
И, в заключении своего вступления, хотелось бы напомнить вам, уважаемые участники семинара, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком, речь о котором велась выше – жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я вам и нам искренне желаю.
Доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу не только в детском коллективе, но и между коллегами.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
|