Успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеет тесную взаимосвязь с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагогов.
На образовательное учреждение назначается ответственная задача – воспитать и обучить поколение, от которого зависит будущее Российского государства в XXI веке. В этой связи в дошкольных учреждениях идут интенсивные преобразования системы дошкольного образования. Педагог ДОУ должен показать не только профессионализм в воспитании детей, но и знать принципы общения, как со студентами и с коллегами, администрацией, родителями и т. д.
В этой связи, важно создать в учреждении доброжелательной и комфортной психологической атмосферы для сотрудников, учащихся, родителей и других посетителей учреждения. Эта атмосфера особенно важена для новых игроков которые только влились в коллектив.
Молодые педагоги часто неадекватно реагируют по отношению к детям: импульсивные действия, окрики, одергивания. Все это способствует формированию безынициативность, пассивность, чувство собственной некомпетентности.
Кроме того, это эмоционально опасной профессии. Общество, в своей основной массе, считают, что педагог не может и не должен ошибиться, что приводит к снижению интенсивности профессионального и личностного роста, к выгоранию. Да, и межличностных отношений в педагогическом коллективе учебного заведения задуман, чтобы быть спроецированы на профессиональную деятельность педагога. Для педагога, имеет решающее значение для формирования и сохранения психического здоровья.
Каждый педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития. При формировании играет большую роль в создании модели будущего коллектива.
На формирование психологического климата оказывают влияние следующие факторы: психологическая Совместимость персонала (умение работать вместе), Управление персоналом, система вознаграждения (стимулы за результаты и качество работы), организация совместной деятельности, удовлетворенность работой, Характер работы, условия труда и рабочие места, характер общения и осознания коллективной, совместной деятельности,
Психологической совместимости способствуют критическому себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию. Психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность в группе и могут стать источником конфликтов.
Успех ДОУ во многом зависит от умения руководителя организовать свою работу, от мотивации сотрудников и объективной оценки педагогов.
Повышает удовлетворенность пропорционально условий труда, материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационное обеспечение, перспективы карьерного роста и т. д. наличие методического кабинета, безопасности, методической литературы и игрушек, а наличие нового оборудования, повышения эффективности работы педагога и удовлетворение от собственного труда.
Психологический климат-это не статичное, а весьма динамичное образование и руководитель может целенаправленно регулировать и влиять на нее. Для этого надо знать закономерности его формирования и осуществляют управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на психологический климат.
Кроме того, источником конфликта может быть: взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие профессиональной роли сотрудника.
Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами по себе, они нуждаются в форме, поэтому перед администрацией, является важной задачей при разработке и применении мер, направленных на эффективное управление социально-психологическим климатом.
По мнению известного российского психолога Б. Д. Парыгина, понятие "социально-психологический климат коллектива" отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. И это неизбежно влияет на отношение и менталитет людей. А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива.
Таким образом, климат-это определенным образом в отношении каждого члена коллектива к самому себе. На здоровье индивида во взаимоотношениях воздействия на коллектив личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата разработать климат соответствующий, что сознание, восприятие, оценку и ощущение себя в этой конкретной общности людей.
Психологический климат коллектива — это важный фактор человеческой жизни, влиять на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, их повседневной здоровья, работоспособности и творческой самореализации.
На социально-психологический климат в трудовом коллективе в целом и дошкольного в частности, влияет коллективное мнение и настроение.
Коллективное мнение. Это совокупные оценки, желания, потребности членов группы в определенных явлений, событий и фактов. Человеческая природа делится своими впечатлениями и мнением с другими, что вызывает сложный процесс синтез индивидуальных мнений, в которых одни суждения отсеиваются, другие уточняются. Так складывается коллективное мнение, поддерживаемое если не всеми, то большинством, при этом влияя на социально-психологический климат в коллективе.
Коллективное настроение. Это длительное эмоциональное состояние, влияющее на качество общей и индивидуальной работы. В коллективном настроении на первый план выступает общая эмоциональная реакция на окружающие события. От настроения людей зависит их поведение, производительность и воспитательных воздействий. Настроение одного человека передается другому.
Факторы, влияющие на настроение трудового коллектива могут быть относительно постоянными (свойства личности в организации порядок) и переменными (ход действий, ситуации и т. д.). Коллективное настроение-это отпечатанный юмор, шутки, яркие факты из жизни. В то время как коллективное настроение может сильно повлиять на настроение руководителя.
Межличностных отношений и взаимодействия в педагогическом коллективе составляют основу социально-психологического климата, способствующего или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе.
Таким образом, формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного управления и психолого-педагогических мероприятий.
Петрова О.В.
педагог-психолог МАДОУ №5 г. Ковдор
|