Автор: Щербатая Елена Сергеевна
Современный мир сверхбыстрый и насыщенный темп жизни заставляет наших детей быстрее обучаться. Однако мышление ребенка не зависит от темпа жизни, оно развивается по своим законам. Современное образование старается учитывать и особенности мышления детей, и темп жизни, предъявляя требования к написанию программ обучения и воспитания в детском саду.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу. Слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
В программах детских садов все требования, указанные в ФГОС, учитываются в итоговых результатах.
К примеру, программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой полностью соответствует требованиям ФГОС.
Помимо выше названных качеств для дальнейшей успешной учебной деятельности и освоения школьной программы у дошкольника в достаточной мере должно быть развито трудолюбие.
Ребенок с высоким уровнем развития трудолюбия:
- имеет отчетливое представление о назначении труда в жизни человека и необходимости хорошо трудиться, о труде взрослых людей
- знает не менее шести названий профессий и имеет представление об их значимости, может назвать качества личности, необходимые человеку той или иной профессии
- может объяснить, где и кем работают его родители и другие близкие взрослые и в чем ценность их труда
- проявляет устойчивый интерес к любым трудовым заданиям и охотно в них включается, работает увлеченно, с удовольствием на протяжении всего времени выполнения задания.
- готов выполнить любую работу в интересах других, стремиться помочь взрослым и сделать приятное близким, даже если работа ему не интересна
- умеет правильно планировать все этапы предстоящей работы и самостоятельно выполнять ее в соответствии с намеченным планом
- адекватно оценивает результаты труда
- самостоятельно и добросовестно выполняет любую работу в полном объеме и в положенные сроки
- бережлив к результатам любого труда
- с творческим подходом и вдохновением выполняет любую работу.
Высокий уровень трудолюбия способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место и др. Из-за низкого уровня трудолюбия у дошкольников эти качества не могут развиться в полной мере. Что зачастую приводит к проблемам.
Заметим, что результаты освоения дошкольником программы детского сада и требования к поступающим в первый класс практически не связаны. Если в результатах упор делается на качества личности, то в требованиях говорится лишь о необходимых умениях и навыках.
Это можно проследить в статье, опубликованной в журнале «Завуч начальной школы», №1, 2010г.:
«Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающими в первый класс, включают следующие знания из разделов:
Общие сведения. Осведомленность ребенка в разных областях:
- я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)
- моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии)
- окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т.д.)
Математические представления:
- цвета и их оттенки; знания числовой последовательности в пределах десяти; сложение и вычитание в пределах 5; понятия больше- меньше; основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) и составление из них более сложной фигуры по образцу; ориентировка в пространстве. Свободное владение предлогами над, под, между, перед и т.д.; измерение предметов при помощи линейки
Речь: умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать; умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение- на слова;
Внимание, память, мышление: все интеллектуальные функции должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании;
Мелкая моторика: ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры».
Необходимо понимать, что знания, умения и навыки без определенных качеств личности останутся нереализованными. Если же у ребенка будут развиты любознательность, активность, трудолюбие и другие необходимые качества личности, то он сможет не только получать знания от других людей, но и добывать их самостоятельно, заниматься саморазвитием и самообучением, сумеет определиться с интересами быстрее и полнее, нежели его сверстники, у которых данные качества личности не развиты.
Таким образом, одной из серьезных проблем образования является несоответствие требований к выпускнику детского сада и будущему первокласснику. А значит, главной задачей на сегодняшний день является написание программ для детского сада и начальных классов школы, соответствующих друг другу.
Список использованной литературы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2010г.
- С. Крохина «Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе». Дошкольное воспитание №3, 2010г.
- В. Костровская «Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающему в первый класс». Завуч начальной школы №1, 2010г.
|