Щербатая Елена Сергеевна. Психологический портрет личности дошкольника перед школой.

Психологический портрет личности дошкольника перед школой.

Автор: Щербатая Елена Сергеевна

Современный мир сверхбыстрый и насыщенный темп жизни заставляет наших детей быстрее обучаться. Однако мышление ребенка не зависит от темпа жизни, оно развивается по своим законам. Современное образование старается учитывать и особенности мышления детей, и темп жизни, предъявляя требования к написанию программ обучения и воспитания в детском саду.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу. Слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

 

В программах детских садов все требования, указанные в ФГОС, учитываются в итоговых результатах.

К примеру, программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой полностью соответствует требованиям ФГОС.

Помимо выше названных качеств для дальнейшей успешной учебной деятельности и освоения школьной программы у дошкольника в достаточной мере должно быть развито трудолюбие.

Ребенок с высоким уровнем развития трудолюбия:

  • имеет отчетливое представление о назначении труда в жизни человека и необходимости хорошо трудиться, о труде взрослых людей
  • знает не менее шести названий профессий и имеет представление об их значимости, может назвать качества личности, необходимые человеку той или иной профессии
  • может объяснить, где и кем работают его родители и другие близкие взрослые и в чем ценность их труда
  • проявляет устойчивый интерес к любым трудовым заданиям и охотно в них включается, работает увлеченно, с удовольствием на протяжении всего времени выполнения задания.
  • готов выполнить любую работу в интересах других, стремиться помочь взрослым и сделать приятное близким, даже если работа ему не интересна
  • умеет правильно планировать все этапы предстоящей работы и самостоятельно выполнять ее в соответствии с намеченным планом
  • адекватно оценивает результаты труда
  • самостоятельно и добросовестно выполняет любую работу в полном объеме и в положенные сроки
  • бережлив к результатам любого труда
  • с творческим подходом и вдохновением выполняет любую работу.

Высокий уровень трудолюбия способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место и др. Из-за низкого уровня трудолюбия у дошкольников эти качества не могут развиться в полной мере. Что зачастую приводит к проблемам.

Заметим, что результаты освоения дошкольником программы детского сада и требования к поступающим в первый класс практически не связаны. Если в результатах упор делается на качества личности, то в требованиях говорится лишь о необходимых умениях и навыках.

Это можно проследить в статье, опубликованной в журнале «Завуч начальной школы», №1, 2010г.:

«Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающими в первый класс, включают следующие знания из разделов:

Общие сведения. Осведомленность ребенка в разных областях:

  • я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)
  • моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии)
  • окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т.д.)

Математические представления:

  • цвета и их оттенки; знания числовой последовательности в пределах десяти; сложение и вычитание в пределах 5; понятия больше- меньше; основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) и составление из них более сложной фигуры по образцу; ориентировка в пространстве. Свободное владение предлогами над, под, между, перед и т.д.; измерение предметов при помощи линейки

Речь: умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать; умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение- на слова;

Внимание, память, мышление: все интеллектуальные функции должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании;

Мелкая моторика: ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры».

Необходимо понимать, что знания, умения и навыки без определенных качеств личности останутся нереализованными. Если же у ребенка будут развиты любознательность, активность, трудолюбие и другие необходимые качества личности, то он сможет не только получать знания от других людей, но и добывать их самостоятельно, заниматься саморазвитием и самообучением, сумеет определиться с интересами быстрее и полнее, нежели его сверстники, у которых данные качества личности не развиты.

Таким образом, одной из серьезных проблем образования является несоответствие требований к выпускнику детского сада и будущему первокласснику. А значит, главной задачей на сегодняшний день является написание программ для детского сада и начальных классов школы, соответствующих друг другу.

Список использованной литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2010г.
  2. С. Крохина «Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе». Дошкольное воспитание №3, 2010г.
  3. В. Костровская «Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающему в первый класс». Завуч начальной школы №1, 2010г.
Просмотров: 531
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Москоленко Наталья Владимировна. Диагностика освоения содержания программы Н. У.Вераксы и др. 'От рождения до школы' 2 мл. группа
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект выступления на педсовете 'Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 'От рождения до школы в соответствии с ФГОС' (пилотный вариант)
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Аносова Елена Петровна. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Веракса
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Логвиненко Ольга Ивановна, Баринова Екатерина Анатольевна. Этнопедагогический подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста на примере программы «От рождения до школы».
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кондакова Наталия Алексеевна. «Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Бардеева Татьяна Сергеевна. Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Ахмедова Светлана Абдурахмановна. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Первушина Алла Анатольевна. Соревнование для детей подготовительной группы детского сада и третьего класса начальной школы 'Спортландия - Лапландия'
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь