(из опыта работы)
Удивительная страна Детство!
Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть, воплощая свою мечту в играх: сегодня — врач, завтра — строитель, после завтра — банкир и т.д.
Что же такое ранняя профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Скачать конспект
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.
Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, используем разнообразные методы:
наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение отдаем, конечно же, практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.
…Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть!
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребёнка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр, детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Экскурсии – один из эффективных методов профориентации, который даёт свои положительные результаты. Посещение организаций позволяет детям получить конкретные знания, представления, основанные на эмоциональных впечатлениях, о современных и традиционных профессиях.
Совместными усилиями родителей и педагогов были организованы для детей д/с экскурсии в организации города Северска, в рамках Недели ранней профориентации:
- Пожарная часть
- Музей города Северск
- Центральная городская библиотека
- Войсковая часть 3478
- Северский музыкальный театр и др.
В процессе экскурсий дети получили возможность наблюдать различные профессиональные действия человека и познакомиться с профессиями: пожарный, спасатель МЧС, водитель, экскурсовод, смотритель, научный сотрудник, библиотекарь, военнослужащий, артист балета, вокалист хора, артист кукольник.
Также родители предложили посетить библиотеку, т.к. посчитали, что в последнее время у детей нет интереса к чтению книг.
В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующего, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаем родителей воспитанников. Свою профессию они представляют виде мастер-классов.
Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме преподносят детям информацию о своей профессии.
Таким образом, дети расширили свои знания о профессии повар, повар-суши, пекарь, пекарь-кондитер, флорист, спасатель МЧС и др.
В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.
Интерактивные беседы и презентации о профессиях.
Интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю», позволил сделать выступление родителей о своей профессии более привлекательным, эмоционально окрашенным и доступным для восприятия детей.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды:
- подобрана библиотека книг о профессиях, пополнили картотеку пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр
- сделана подборка и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
- сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
- силами детей и родителей смастерили книжки – малышки, распечатали раскраски, оформили альбомы «Профессии наших родителей», «Профессия-пожарный», «Профессия — врач» и другие.
- центр ряжения пополнили костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор», «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский», «Военные» и т.д.
- оснастили коробку с предметами – заместителями.
Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!
Развитие ранней профориентации у дошкольников
|