Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).

Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).

  • Соколова Н. В. – воспитатель,
  • Архипова Т. А. – старший воспитатель

СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка

Цель: обогащение социального опыта дошкольников через расширение представлений о мире профессий.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения.
  • Знакомить детей с трудом различных профессий.
  • Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Социальный интеллект как способность интерпретации поведенческих осо-бенностей членов общества предстает наиболее эффективным и созидательным элементом межличностной коммуникации и контактного взаимодействия, инструментом социальной адаптации.

 

Целевая установка по данному направлению – обогащение и наполнение социального опыта ребенка-дошкольника посредством расширения границ представлений о совокупности профессий, сопровождаемые зарождением и развитием нравственно-образовательных качеств, а также личная профидентификация и самоопределение.

Цель достигается через реализацию развивающих задач, среди которых

  • познание собственных характеристик и индивидуальных черт ре-бенка;
  • общественно-социальных потребностей через знакомство с миром труда в сообществе близкого окружения;
  • преодоление коммуникативных барьеров в игровой форме;
  • закрепление впечатлений в продуктивной деятельности;

воспитательных аспектов:

  • побуждение к созреванию фундаментальных ценностей и высоко-моральных принципов;
  • осознание уникальности и исключительной значимости каждой профессии;

образовательных задач:

  • формирование осознанной добродетельности в социально-этическом жизнетворчестве;
  • стимулирование совершенствования базовых познавательных на-выков и способностей к коммуникации.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования излагает принцип обязательного приобщения дошкольника к традиционным ценностям на локальном уровне – семьи и глобальном – государства, мирового пространства. Включение ребенка-дошкольника в систему ранней профориентации и идентификации – ключевая ступень реализации озвученного принципа. Результатом оценки потенциала и приобщения индивидуума в процесс ранней профориентации, является формирование социальной адаптивности – компонента коммуникативного развития, проявления психо-эмоционального интеллекта и значимых личностных качеств – активной общественной позиции, ярко выраженной самостоятельности и ответственности как залога саморегуляции и социального становления.

Прогрессивно развивающийся социальный интеллект и соцкомпетенция дают возможность наиболее быстро и безболезненно приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, усвоить опыт общественной жизни и отношений, сформировать основы безопасного пребывания и поведения в быту, природе, коллективе, знакомясь с культурой и менталитетом заданной среды.

Различные виды деятельности учат дошкольника жить в массах, рядом с другими личностями, комбинируя манеры поведения с учетом норм, нивелируя «острые углы» контактной связи, что позволяет становиться социально компетентным.

Чем доступнее будет донесена информация о мире труда и профессий, тем раньше ребенок сможет осмысленно проанализировать профессиональную среду, дополняя перечень знакомого новым, расширяя кругозор и осведомленность, информируя этими знаниями первичный элементарный опыт действий.

Надежным инструментом знакомства с процессом труда и формированием отношения к той или иной профессиональной деятельности, является диалог ребенка с взрослым, в котором для старших дошкольников особую значимость представляют приобщение и вовлечение в мир взрослых, восприятие созданных предметов труда, обеспечивающее уверенное вхождение в современный мир трудовой деятельности.

Первые шаги навстречу продолжительному путешествию к своему будущему призванию, дети делают ещё в раннем детстве. Именно здесь важны основополагающие знания о профессиях, так как ребенок на этом этапе стремится «примерить» новые социальные роли, познать ремесла фантазийно: быть и врачом, и поваром, и учителем – представителем тех специальностей, с которыми встречался в повседневной жизни, дома, в быту.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования, одним из аспектов которого – «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение цели формирования одобрительного отношения к трудовой деятельности.

В связи с этим ранняя профориентация постепенно, нарастающим итогом, воспитывает в индивидууме готовность самостоятельно планировать, взвешивать исход событий, реализовывать свой путь профессионального самотолкования, прививать эмоциональное отношение к искусствам труда.

В рамках плана работы дошкольной организации по ранней профориентации дошкольников была проделана следующая работа.

В детском саду, в младшей дошкольной группе, знакомство с профессией транслируется через сказки, потешки, песенки, беседы с взрослыми. Родители стали активными участниками творческой демонстрации детской публике. Они выступили в качестве профессиональных мастеров, посредством изготовления книжек-малышек из цикла мира профессий: «Водитель», «Тракторист», «Врач», «Учитель», «Продавец».

В игре, в совместной деятельности детей и наставников, в социальном партнерстве, зарождается доверие, любовь к труду.

Для повышения педагогической компетенции родителей, вовлечения их в образовательный процесс и привлечения к совместной с детьми созидательной деятельности, формирования трепетного и уважительного отношения дошкольников ко всем профессиям, педагогами были разработаны образовательные маршруты: профессия «Кинолог», «Педиатр», «Детский стоматолог».

Образовательный маршрут – это авторский раздаточный материал для родителей, содержащий краткую аннотированною ссылку на полезный интернет-ресурс, который позволяет последовательно уложить в мыслительном процессе ребенка все преимущества какой-либо определенной профессии в неформальной домашней обстановке, вечером, сидя за компьютером.

Например, профессия кинолог.

Педагог структурировано знакомит ребенка с должностными обязанностями кинолога, проводя пост-анализ увиденного в беседе с дошкольником после просмотра ознакомительного видеоролика.

Второй этап – видео «Один день в профессии» для изучения всех тонкостей и деталей рабочего процесса кинолога, погружения в среду. Обязательны рекомендации родителям:

  • прокомментировать непонятные для детей моменты;
  • разъяснить дефиниции;
  • не воспринимать детские обучающие ролики, как средство самостоятель-ной трактовки материала, чтобы не допускать искажения уведенного и озвученного.

Третий этап, заключительный – знакомство с профессией через художественное произведение, викторину, мультфильм. Здесь важно завершить процесс представления о профессиональной деятельности, достичь целостности восприятия, сглаживания «пробелов недопонимания».

Для конкретизации представления о профессии воспитатели подготовительной группы с участием родителей организовали развлекательную игру «В мире профессий».

На праздник пришла девочка – Пеппи-Длинный чулок, огорченная своим незнанием профессиональных дел и ремесел. Воспитанники рассказали ей стихи о современных профессиях – менеджер, спасатель, визажист, показали сценку, спели частушки и песню. Родители, в свою очередь, познакомили со своими профессиями – педиатр, стоматолог, бухгалтер, учитель иностранных языков, полицейский, педагог-психолог. В заключение игры детям была предоставлена возможность задать вопрос и получить компетентный ответ на интересующее.

В детском саду была организована акция «Один день у мамы на работе», в ходе которой воспитанникам удалось познакомиться как с самими профессиональными особенностями, так и с рабочими местами родителей, делясь этим впоследствии со сверстниками.

Так, изучение профессий через призму профессий родителей способствует подпитке интереса, представление значимости дела родителей.

Для детей подготовительной группы были оформлены «Трудовые книжки», где отмечаются профессии, с которыми познакомился ребенок в ходе акции, через групповую экскурсию или творческие встречи с представителями различных профессий. Считаем, что трудовая книжка позволит развить любознательность ребёнка и способствовать его самоопределению.

Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

Проведенная работа по ранней профориентации показала свои первые результаты. Воспитанники подготовительной группы вместе с наставником приняли участие в I Региональном Чемпионате «Будущие профессионалы 5+» (Worldskills Russia). Команда с красивым названием «Сладкий – Я», вступили в борьбу за звание «Лучшие в регионе», в номинации «Маленький повар – кондитер». Юные кулинары, по условиям конкурса, за тридцать минут должны были приготовить замысловатые блюда – бисквитное пирожное и банановое «Смузи». Затем творчески презентовать свой кондитерский шедевр экспертам и членам жюри. Результат выступления ребят – это слагаемые усилия самих участников, их наставников, поддержка родителей и огромное желание победить. Команда «Сладкий – Я» стала серебряным призёром Чемпионата. Кто знает, может маленькие поварята вырастут в юных мастеров кулинарного искусства или станут настоящими профессионалами своего дела, шеф поварами или кондитерами широкого профиля.

Итогом проведённой данной работы можно назвать следующие результаты:

  • У дошкольников обогатился социальный опыт через расширение представлений о мире профессий.
  • У детей сформировались представления о мире профессий.
  • Дети поняли, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Включая в воспитательный процесс различные виды деятельности, мы – педагоги учим детей жить в обществе, учитывая интересы окружающих людей, усваивать правила, нормы поведения, т. е. становиться социально компетентным гражданином.

Источники информации.

1. М. В. Антонова, И. В. Гришняева. Ранняя профориентация как элемент социально – коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста. // Научный журнал. «Современные наукоемкие технологии». 2017 г., № 2.

URL: http: //top-technologies. ru/ru/article/view? id=36591

2. П. А. Адамова, В. В. Винникова, Газарова. Развитие социального ин-теллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. 2017 г,. №2.

URL https: //moluch. ru/th/4/archive/56/2175/

3. https: //dspace. tltsu. ru/

4. Портал «Педагогическая копилка». https: //ped-kopilka. ru/blogs/lyudmila-yurevna-potehina/-aktualnost-i-neobhodimost-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta. html

Просмотров: 380
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Сташкова Татьяна Николаевна. Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 лет
  • Смирнова Марина Владимировна, Бирюкова Наталия Валентиновна. Конспект НОД по ранней профориентации (подготовительная группа) «Путешествие в мир профессий»
  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Тимохина Юлия Васильевна, Савальвер Лариса Николаевна,Виданова Татьяна Алексеевна. Информационно – игровой проект: «Путешествие в мир профессий. Профессии наших родителей». для средней группы (4-5 лет).
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Костина Татьяна Андреевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Л.В. Скрипник О.В. Катаева. Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «группы риска» «Мир профессий»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Гиль Светлана Александровна. Перспективный план - Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Безменова Екатерина Ивановна. Конспект игры-драматизации «В мире профессий»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Струкель Татьяна Федоровна. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Семенова Елена Васильевна Бутров Виталий Евгеньевич. «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Герасимова Марина Анатольевна. Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь