Семенова Елена Васильевна Бутров Виталий Евгеньевич. «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»

«Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Буратино» г. Волжска Республики Марий Эл

Тема выступления: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»

Форма: Выступление с презентацией из опыта работы

Ф.И. О., должность выступающих:

  • Семенова Елена Васильевна, старший воспитатель МДОУ № 13 «Буратино», первая категория.
  • Бутров Виталий Евгеньевич, педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино», первая категория.

Для слушателей республиканского семинара «Новые подходы в области организации профориентационной работы для детей дошкольного и школьного возраста»

Дата проведения: 05. 12. 2019.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

 

В дошкольном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Поэтому актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Цель ранней профориентации сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Ведущий вид деятельности для ребенка — это игра. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

В нашем детском саду формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строиться с учётом современных образовательных технологий (например): проектная деятельность, технология интегрированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, более подробно я хотел остановиться на использовании игровой технологии.

В силу специфика нашего детского сада педагоги используют различные методы и приемы, активизирующие речь детей. Среди них

Наглядные (живые образы)

экскурсии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

просмотр видеозаписей

Словесные

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

малые фольклорные формы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

Практические

трудовые поручения

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

игровые обучающие ситуации

сюжетно-ролевые игры

Игровые

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-шутки

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моменты

Продуктивные

показ

объяснение

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

обсуждение труда и его результатов

оценка

Изучение особенностей различных профессий, также происходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

При подборе игрового материалы, мы соблюдаем два основных требования, которые прописаны в ФГОС ДО: от простого к сложному, учет возрастных особенностей детей.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. В старших группах игры усложняются в них отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика), появляются сюжетно-ролевые игре, в которой развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Сюжетно-ролевые игры по профориентации дошкольников в нашем детском саду представлены в виде мастерских.

Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: проектировщик, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.

Мастерская «Безопасность на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, автомехаников и т. д.

Мастерская «Служба 112» представлена центром пожарной безопасности, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д. игровыми центрами в группах.

Также не стоит забывать про дидактические игры и игровые ситуации, как в самостоятельной деятельности, так и в режимных моментах.

Игры для детей 2-х лет.

Пазл «Профессии», разрезные картинки «Профессии», сборник развивающих пальчиковых игр, связанных с профессией.

Игры для детей 3-х лет.

Развивающая настольно-печатная игра «Профессии», обучающая настольная игра «Познайка: Профессии», игры по правилам дорожного движения «Наша улица», «Умные машины», «Машины разные нужны, машины разные важны», детское лото «Кем быть?».

Игры для детей 4-х лет.

Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии», элементарные сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Книжный магазин», «Аптека», «Столовая», настольная игра «Все профессии важны-1».

Игры для детей 5-ти лет

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».

В своей работе используем ИКТ: при закреплении пройденного материала дети играли в дидактические компьютерные игры: «4лишний», «Построй дом».

Сделан подбор презентаций, видеофильмов, развивающих мультфильмов по теме профессий.

Разработаны схемы: «Какой, какая» по ознакомлению детей с профессиональными качествами различных профессий, «Расскажи-ка», дети составляют описательные рассказы о профессиях.

Также в своей работе воспитатели подготовительных к школе групп используют прием «Системный оператор» (модель анализа объектов),

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Антисистема. Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Степанова Светлана Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Новикова Юлия Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
  • Кусенко Ольга. Семинар на тему: «Сюжетно-ролевые игры»
  • Самойлова Наталья Викторовна. Проект в средней группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Безменова Екатерина Ивановна. Конспект игры-драматизации «В мире профессий»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Кадиева Фарида Устархановна. Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Шохирева Алиса Владимировна Губайдулина Елена Сергеевна Савина Татьяна Федоровна. Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Бабенкова Татьяна Викторовна. Конспект НОД «Все профессии нужны — все профессии важны».
  • Шомполова Анна Владимировна. Проект «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Воробьёва Лидия Алексеевна. Проект краткосрочный на тему «Все профессии нужны – все профессии важны»
  • Тимохина Юлия Васильевна, Савальвер Лариса Николаевна,Виданова Татьяна Алексеевна. Информационно – игровой проект: «Путешествие в мир профессий. Профессии наших родителей». для средней группы (4-5 лет).
  • Кричевцов Мария. ПРОЕКТ «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Казакова Наталья Алексеевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь