Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Буратино» г. Волжска Республики Марий Эл
Тема выступления: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»
Форма: Выступление с презентацией из опыта работы
Ф.И. О., должность выступающих:
- Семенова Елена Васильевна, старший воспитатель МДОУ № 13 «Буратино», первая категория.
- Бутров Виталий Евгеньевич, педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино», первая категория.
Для слушателей республиканского семинара «Новые подходы в области организации профориентационной работы для детей дошкольного и школьного возраста»
Дата проведения: 05. 12. 2019.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
В дошкольном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Поэтому актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Цель ранней профориентации сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Ведущий вид деятельности для ребенка — это игра. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В нашем детском саду формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строиться с учётом современных образовательных технологий (например): проектная деятельность, технология интегрированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, более подробно я хотел остановиться на использовании игровой технологии.
В силу специфика нашего детского сада педагоги используют различные методы и приемы, активизирующие речь детей. Среди них
Наглядные (живые образы)
|
экскурсии
наблюдения
дидактические пособия
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
просмотр видеозаписей
|
Словесные
|
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
малые фольклорные формы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
|
Практические
|
трудовые поручения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуации
сюжетно-ролевые игры
|
Игровые
|
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
сюрпризные моменты
|
Продуктивные
|
показ
объяснение
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
обсуждение труда и его результатов
оценка
|
Изучение особенностей различных профессий, также происходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
При подборе игрового материалы, мы соблюдаем два основных требования, которые прописаны в ФГОС ДО: от простого к сложному, учет возрастных особенностей детей.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. В старших группах игры усложняются в них отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика), появляются сюжетно-ролевые игре, в которой развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Сюжетно-ролевые игры по профориентации дошкольников в нашем детском саду представлены в виде мастерских.
Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.
Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: проектировщик, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.
Мастерская «Безопасность на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, автомехаников и т. д.
Мастерская «Служба 112» представлена центром пожарной безопасности, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д. игровыми центрами в группах.
Также не стоит забывать про дидактические игры и игровые ситуации, как в самостоятельной деятельности, так и в режимных моментах.
Игры для детей 2-х лет.
Пазл «Профессии», разрезные картинки «Профессии», сборник развивающих пальчиковых игр, связанных с профессией.
Игры для детей 3-х лет.
Развивающая настольно-печатная игра «Профессии», обучающая настольная игра «Познайка: Профессии», игры по правилам дорожного движения «Наша улица», «Умные машины», «Машины разные нужны, машины разные важны», детское лото «Кем быть?».
Игры для детей 4-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии», элементарные сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Книжный магазин», «Аптека», «Столовая», настольная игра «Все профессии важны-1».
Игры для детей 5-ти лет
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
В своей работе используем ИКТ: при закреплении пройденного материала дети играли в дидактические компьютерные игры: «4лишний», «Построй дом».
Сделан подбор презентаций, видеофильмов, развивающих мультфильмов по теме профессий.
Разработаны схемы: «Какой, какая» по ознакомлению детей с профессиональными качествами различных профессий, «Расскажи-ка», дети составляют описательные рассказы о профессиях.
Также в своей работе воспитатели подготовительных к школе групп используют прием «Системный оператор» (модель анализа объектов),
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Антисистема. Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.
|