Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий»
Составила: Герасимова М.А. Воспитатель I категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №13 «Чебурашка»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня хочу представить Вашему вниманию мини-музей, созданный стараниями воспитанников компенсирующей группы — «Мир профессий».
Необычность (уникальность) музея в том, что все экспонаты созданы детьми из различных видов конструкторов.
Идея создания музея возникла спонтанно, в рамках работы по развитию конструктивных способностей старших дошкольников.
Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеть основами инженерного мышления. Проект «Новая модель системы дополнительного образования детей в России», поддержанный В.В. Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше детей в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности. Поэтому работа по развитию инженерно-технического мышления является актуальной и востребованной.
Скачать: Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий» (презентация)
ФГОС ДО определяет Конструирование как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, создает предпосылки к развитию инженерного мышления, а также важных умений в дошкольном возрасте — наблюдать и экспериментировать.
Всему этому способствуют разнообразные виды конструкторов. Именно поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется созданию условий в этом направлении.
Лего-конструктор – один из самых любимых видов конструкторов. Применяю его в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. LEGO различается не только по тематикам, но и по возрастным характеристикам. В младшем возрасте мы использовали Лего Duplо. С помощью Лего City дети имели возможность построить свой собственный город, в котором кипит жизнь, придумывали новые сюжеты игр. Конструируя многочисленные «городские» темы, параллельно мы знакомили воспитанников с различными сферами занятости и профессиями: полиция, пожарная служба, стройплощадка, научно-исследовательские станции, железнодорожный вокзал, аэропорт, гоночный трек, космодром, врачи, спасатели, строители, торговцы, фермеры. Так деятельность по развитию конструктивных способностей тесно пересеклась с работой по профориентации дошкольников.
В числе приоритетных направлений научно-технологического развития страны на ближайшие 10-15 лет Президентом названы переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, поэтому мы решили сделать упор на развитие у воспитанников инжерно-технических компетенций и формирование представлений о профессии инженера-конструктора. Тем более, что наши воспитанники проявили большой интерес к данной теме. Собирая самостоятельно различные модели, они чувствовали себя важными конструкторами и изобретателями.
Так что же такое инженерное мышление? По словам доктора философских наук, профессора В.Е. Осипова это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции".
Ребенок с развитым инженерным мышлением умеет самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта, умеет мысленно предугадать результат своей деятельности, опираясь на накопленные умения.
Изучая профессию инженер-конструктор, мы с ребятами смотрели видеофильмы о современных достижениях в техносфере, собирали тематические альбомы о профессиях и сферах деятельности человека, где главную роль играет инженерное направление, проводили встречи с людьми данной профессии.
Серия Лего Technic вводит детей в мир специальной техники. Гоночные кары, джипы, автомобили, подъемные краны, ремонтные машины, гидроскутеры, спасательные вертолеты, мотоциклы миниатюрные модели наглядно демонстрирует ребенку принципы работы специальной техники. Собрав модель по схеме и играя с ней, ребенок начинает усовершенствовать, придумывать свое предназначение машины, добавляя детали по своему усмотрению, проявляя в работе (элементы, зачатки) инженерно технического мышления.
Мы стали создавать модели различной техники, машин, мы обсуждали профессии людей, работающих на них.
Большое внимание мы уделили профессии строителей. Детально разбирали с ребятами, сколько профессий задействовано в строительстве одного дома. В результате был создан летбук «Строители» и макет города.
В совместной деятельности, закладываются истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности. Построение образовательного процесса строили с помощью комплексного тематического принципа, с учетом интеграции образовательных областей. Это в свою очередь способствует всестороннему развитию детей и предполагает развитие инженерно – технического мышления.
К созданию моделей мы активно привлекали родителей. Иногда складывались забавные ситуации, когда дети быстрее справлялись с конструированием той или иной модели, нежели взрослые.
Из моделей Лего у нас получилась коллекция. Когда были собраны различные модели у воспитанников появилась идея показать их своим родителям. Мы устроили своего рода презентацию моделей. Каждый рассказал о своей работе, о ее назначении. Это способствовало тому, что в процессе работы у детей появился высокий интерес к конструктивной деятельности. Они научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, а значит, у детей развиваются элементы инженерного мышления.
Когда модели были, собраны и показаны родителям, у воспитанников возник вопрос, а что будет дальше с этими моделями? Ребята предложили создать мини музей, но одних моделей-экспонатов было не достаточно, поэтому постепенно собрали информацию в лэпбуки по постройкам.
Выбрали для музея доступное для детей место, расставили экспонаты, определили время работы нашего музея, пригласили ребят из средней группы, своих ровесников из других групп. Наши воспитанники познакомились с профессией экскурсовода и попробовали себя в этой роли. Вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею. Дошкольники совместно с родителями находили дополнительную информацию об экспонатах, составляли рассказы. (На данный момент мы проводим совместную работу по созданию буклетов о музее и в дальнейшем планируем распространять их среди родителей и детей других групп). Экскурсовод рассказывал о назначении той или иной модели, предлагал поиграть с ними, зарисовать.
Создавая технические модели у детей сформировалось представление о способах соединения деталей, о необходимости соблюдения алгоритма работы с конструкторами, чтению схем и инструкций. Познакомились с условными обозначениями, цифровыми кодами деталей. У детей возник интерес к технике, которую используют взрослые в своей работе.
В процессе работы познакомили детей с различными техническими изобретениями и известными конструкторами – изобретателями (Фрэнк Хорнби первый металлический детский конструктор. Александр Грейам Белл изобретателем телефона. Сергей Владимирович Ильюшин выдающийся советский авиаконструктор; Сергей Павлович Королев- конструктор первых ракетно-космических систем), новыми достижениями в мире техники.
Работа над созданием музея помогла сформировать познавательный интерес к профессиональной деятельности человека, развитию элементов инженерного мышления. Расширению представления о труде людей разных профессий, результатах труда, их общественной значимости.
Задачи:
- Расширять представления старших дошкольников о профессиях инженерно-технической направленности.
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.
- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
|