Ананьева Елена Владимировна, Скворцова Юлия Владимировна. Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

  • Ананьева Елена Владимировна
  • Скворцова Юлия Владимировна

Воспитатели МКДОУ д/с № 428 г. Новосибирск, Новосибирская область

Последнее время активно говорится о пропедевтике инженерного образования у детей дошкольного возраста в ДОУ. На то есть свои причины: обозначенный современный вектор развития общества направлен на переход к новому технологическому укладу, который требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…

 

Скачать конспект

Современные реалии показывают постепенное ежегодное увеличение количества детей со статусом ОВЗ в дошкольных организациях. Статистические данные 2018 года говорят о том, что 4,5% обследованных детей в России имеют аномалии в развитии, из них: детей инвалидов – 580 тыс, детей с ОВЗ -751 тыс. Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особой организации обучения, когда методы формирования деятельности адекватны уровню и возможностям детей.

За последнее время существенно изменилась и парадигма современного дошкольного образования. Изданы новые нормативные документы: Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, который ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индидивидуальных психологических и физиологических особенностей…и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала …»

Поэтому одной из приоритетных задач современного ДОУ является создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих равные возможности для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, не зависимо от уровня их развития, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

В нашем детском саду разработана модель по формированию предпосылок инженерного мышления у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями развития посредством научно – технического творчества. Работая уже четвертый год по данному направлению, мы с уверенностью можем сказать, что заявленная модель эффективна.

Новизна данной модели в том, что она трансформируема, в зависимости от интересов, возможностей детей, от целей, задач, которые ставит перед собой педагог. Реализуется она в системе, в совокупности таких видов деятельности как Lego – конструирование, моделирование из конструктора Тико, программирование Bee-Bot, формирование элементарных математических преставлений посредствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, работы в «Системном операторе». Примечательно то, что данная программа доступна для любого дошкольного учреждения, так как не требует больших финансовых затрат.

Реализуется Программа в рамках образовательной области – познавательное развитие. На педагогическом совете было принято решение непосредственную образовательную деятельность по конструированию осуществлять согласно данной программе.

Занятия проводятся два раза в неделю, один раз в рамках НОД конструирование, второй раз в совместной деятельности педагога с детьми. Продолжительность занятий согласно САНПИН от 15 мая 2013 г. №26: в средней группе – 20 мин, в старшей – 25 мин, в подготовительной – 30 мин. Количество детей в группе не более 12.

Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми: фронтальную, групповую, индивидуальную, самостоятельную.

Данная программа подразумевает следующую структуру образовательной деятельности:

  • презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и с использованием ИКТ);
  • постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога;
  • обсуждение и анализ поставленной задачи;
  • практический поиск решения поставленной проблемы;
  • рефлексия (презентация и анализ полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности);
  • обыгрывание построек, выставка работ.

Основные правила проведения занятий по Программе следующие: ребенок – активный участник процесса, не педагог, а дети помогают и обучают друг друга; необходима специальная, развивающая, информационная предметно-пространственная среда; возможность самостоятельного выбора детьми модели постройки; самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком; выработка и соблюдение определенных правил поведения на занятии; создание средств педагогической поддержки ребенка.

Основные методы работы по программе: познавательный, проблемный, метод проектов, систематизирующий, контрольный метод.

Разработанная нами модель, позволяет эффективно использовать разные формы взаимодействия с родителями. Наиболее интересной оказалась форма мастер – классов, когда родители дома вместе со своим ребёнком придумывают модель, а в группе детского сада учат дошколят конструировать придуманную ими постройку.

Данная программа основа на принципах ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155 и представлена на сайте http: //ds428nsk. edusite. ru/

Кроме того к данной программе имеются методические разработки конспектов занятий, картотек игр, схем, «Альбом научно – технического творчества детей», «Тетрадь для юных изобретателей».

Из опыта своей педагогической деятельности могу с уверенностью сказать, что очень важна наполняемость предметно – развивающей среды, у детей должно быть достаточно видов разного конструктора, схем построек, дополнительных игрушек для обыгрывания построенных моделей.

В результате реализации предложенной нами модели, дети развиваются в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, закрепляют фундаментальные математические представления, знакомятся с основами конструирования и моделирования. У них развивается аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, усидчивость, выносливость; развивается творческое, логическое, наглядно – образное мышление, прединженерное мышление; тренируется пространственное воображение; развивается речь. Дети учатся работать с информацией, находить её, анализировать, фиксировать, составлять и записывать алгоритм, зарисовывать схемы, заполнять таблицы. Они умеют согласованно работать в команде, соблюдая внутреннюю дисциплину, которая выражается в умении принимать правила группы, уважать чужую деятельность.

Просмотров: 657
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Егорова Елизавета Владимировна. Современные подходы к формированию предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в детском саду.
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Корытова Галина Александровна. Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Медникова Екатерина Вячеславовна. «Метод сказкотерапии в образовательной программе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Петербург на ладошке»
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Майорова Ольга Владимировна. Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Туфанова Анна Ивановна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Егорова Елена Владимировна. Рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь