по разделу «Познаем мир, в котором мы живем».
Воспитатель О.В. Майорова, высшая кв. категория.
Программное содержание:
- познакомить детей со свойствами пластмассы и сравнить их со свойствами стекла
- упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства
- закреплять умение детей группировать предметы по общим признакам
- продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов
- продолжать учить детей самостоятельно проводить опыты.
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметы из различного материала: стекло, дерево, кожа, мех, поролон, металл, магнит, резина, песок, камень; весы; стеклянный и пластмассовый стакан; вода; целлофановый пакет; 2 горшка с землей, проращенные семена тыквы.
Раздаточный материал: карандаши; линейки; стеклянные пузырьки; пластмассовые шарики; альбомный лист, расчерченный на сектора.
Предварительная работа:
Знакомство детей:
- со свойствами ткани; бумаги, металла, стекла
- с альбомом «Методы исследования»
- с условными обозначениями различных свойств материала
- с игрой «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние».
Вводная часть.
Дети сидят за столами.
- Ребята, посмотрите, какие разные предметы окружают нас в этой комнате и все они изготовлены из различного материала.
Воспитатель предлагает рассмотреть групповую комнату, назвать предмет и материал из чего он сделан.
(Например, окно – из стекла и дерева, стены — из кирпича, обои на стенах — из бумаги, одежда — из ткани, ножки у столов – из металла, игрушки – из дерева, резины и пластмассы.)
Основная часть.
- Сегодня я хочу вас познакомить с удивительным материалом – ПЛАСТМАССОЙ. Мы прочитаем о ней в книге, проведем опыты, зададим вопросы специалисту, узнаем о ее свойствах, а так же где и как человек применяет пластмассу в быту. А все, что вы узнаете о пластмассе на занятии, будете отмечать у себя на листах бумаги с помощью пиктограмм.
Воспитатель предлагает рассмотреть альбом «Методы исследования».
- Я открываю наш альбом – подсказку и что мы видим?
Воспитатель показывает детям страницу с изображение метода «Подумать» (изображение мальчика).
- Мальчик нам предлагает подумать.
- Ребята, вы уже знаете о том, что все материалы можно разделить на 2 большие группы. Назовите их. (Ответы детей)
- Материалы, которые создала природа – естественные, и материалы, которые создал человек — искусственные.
Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, разложенные на столе.
- Перед вами предметы из разного материала. Подумайте и разложите их на две группы.
(натуральные: солома, дерево, кожа, мех, камень, глина, песок; искусственные: стекло, резина, металл, магнит, поролон, синтетическая ткань).
Воспитатель показывает предмет из пластмассы.
- Ребята, подумайте и скажите, к какой группе вы бы отнесли предметы из пластмассы? (Ответы детей).
- Правильно, это искусственный материал, пластмассу изобрели ученые — химики.
Воспитатель показывает детям вторую страницу альбома с изображением метода «Прочитать в книге» (изображен мальчик с книгой).
- А мы открываем вторую страничку нашего альбома и видим: «Прочитайте в книге»
Воспитатель читает текст о пластмассе из методического пособия к «Программе предшкольного образования»: «Удивительные превращения. Детям о секретах вещества» (стр. 56)
Воспитатель демонстрирует мелкие частицы пластмассы и металлическую форму.
- Посмотрите, ребята, вот такие мелкие частицы пластмассы – заготовки, расплавляют и затем заливают в различные формы, которые необходимо приобрести пластмассе – так получается любой предмет из пластмассы. При расплавлении пластмассы выделяются вредные пары, поэтому в домашних условиях заниматься плавкой пластмассы запрещено и опасно – можно получить отравление организма.
Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Опыты» (изображение мальчика с колбой)
- Итак, третья страница нашего альбома – очень интересная и увлекательная – опыты. Настало время опытов и экспериментов.
На столах у детей разложено все необходимое для проведения следующих опытов.
- Ребята я вам предлагаю провести опыты с пластмассой.
После каждого опыта воспитатель предлагает зафиксировать результат — зарисовать пиктограмму у себя на листе бумаги.
1-й опыт:
Для первого опыта вам потребуется пластмассовая линейка и стеклянный пузырек. Возьмите пластмассовую линейку, слегка перегните ее пополам, а затем отпустите. Затем попробуйте тоже проделать со стеклянным пузырьком.
Дети проделывают все действия.
- Линейка приняла первоначальную форму. Какой можно сделать вывод, что пластмасса (Ответы детей)
- Можно сделать вывод – пластмасса мягкий и упругий материал.
- Вы смогли перегнуть стеклянный пузырек (Ответы детей)
- Какой можно сделать вывод, что стекло (Ответы детей)
- Можем сказать, что стекло – твердый материал, а пластмасса мягкий.
2-й опыт:
- Второй опыт тоже достаточно прост. Зажмите в кулачок одной руки стеклянный предмет, а в другой пластмассовый.
Дети проделывают все действия
- Что вы ощущаете? Какой предмет холодит руку? (Ответы детей)
- Что можно сказать о свойствах этих материалов? Стекло, какое? (холодное), а пластмасса? (теплая)
3-й опыт:
-Положите на одну руку пластмассовый предмет, а на другую стеклянный — взвесьте их. О каком свойстве предметов мы можем сказать сейчас? (тяжесть)
- Что, по вашему мнению, тяжелее? (стекло тяжелее)
- Чтобы научно доказать этот факт, взвесим пластмассовый и стеклянные предметы на весах.
Воспитатель приглашает ребенка для проведения опыта по взвешиванию предметов.
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (стекло тяжелее, чем пластмасса)
4-й опыт:
- У меня на столе стеклянный и пластмассовый стаканы. Что произойдет, если их уронить на пол? (стеклянный стакан разобьется)
- Какой вывод можно сделать? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое)
- Что произойдет с пластмассовым предметом, если его уронить на пол? (Ответы детей).
Воспитатель роняет пластмассовый стакан на пол.
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое, а пластмасса – прочная, небьющаяся)
- Как вы думаете, какую посуду лучше взять в поход и почему? (Ответы детей)
5-й опыт:
Для проведения следующего опыта воспитатель предлагает подойти 2 ребят к ней.
- Ребята, но у стекла и пластмассы есть и одинаковые свойства, какие вы сейчас определите из следующего опыта.
Воспитатель предлагает детям налить воду в предложенные стаканы – пластмассовый и стеклянный.
- Посмотрите ребята, протекают ли стаканы? (Ответы детей)
- Значит, какое общее свойство у стекла и пластмассы? (Они не пропускают воду — водонепроницаемые).
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть зарисованные вами пиктограммы по опытам, и вспомнить о каких же свойствах стекла и пластмассы мы узнали. Дети просматривают пиктограммы и перечисляют свойства пластмассы и стекла. Воспитатель делает вывод по проведенным опытам и ответам детей.
- Пластмасса — мягкая, упругая, теплая, легкая, прочная
- Стекло – твердое, холодное, тяжелое, хрупкое.
- Оба материала водонепроницаемы.
Воспитатель предлагает всем детям выйти в центр группы и поиграть.
Игра: «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние».
- Я вам называю разные предметы, а вы с помощью движений и перемещений по группе показываете, в каком состоянии они находятся. Например:
твердое – дети стоят плотно друг к другу (ложка, стол, часы, книга)
жидкое – выстраиваются в цепь (молоко, сок, дождь, река)
газообразное – разлетаются, кружатся (пар, воздух, кислород)
Дети возвращаются за столы.
- Возвращаемся к нашему альбому и следующая страница «Спросим у специалиста».
Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Спросим у специалиста» (изображение мальчика в мантии).
- Сегодня на занятие я пригласила нашего эколога, чтобы вы получили ответы на интересующие вас вопросы о пластмассе. (Дети задают вопросы экологу)
Например:
- Что произойдет с предметом из пластмассы, если его закопать в землю?
- Из любой ли пластмассовой посуды можно есть?
Специалист отвечает на все заданные детьми вопросы.
- Пролистнем еще одну страничку альбома-подсказки — «Наблюдение».
Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Наблюдении» (изображение мальчика с лупой)
- Для наблюдения я приготовила два горшка с землей и проросшие семена тыквы.
Воспитатель демонстрирует детям горшки и семена. Затем показывает полиэтиленовый пакет.
- Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей)
- Как вы думаете, из чего он сделан, из какого материала? (Ответы детей)
- Он тоже сделан из пластмассы. Многие люди применяют полиэтилен для устройств теплиц и парников в садах. Как вы думаете, почему в теплицах растения растут быстрее? (Ответы детей).
- Полиэтиленовый пакет прозрачный – пропускает свет, плотный – не пропускает холодный воздух, прочный – поэтому этот материал применяют для покрытия парников и быстрого выращивания растений.
Воспитатель, проговаривая свойства полиэтилена, демонстрирует его преимущества – прозрачность, плотность.
- Чтобы убедится в том, что полиэтилен так необходим людям в сельском хозяйстве, проведем наблюдение: посадим в горшки проросшие семена тыквы. Один горшок накроем полиэтиленовым пакетом, а второй оставим открытым. Поставим на окно. Пройдет время, и мы увидим, помог ли полиэтилен быстрее прорасти семени.
Воспитатель приглашает 2 ребят посадить семена и один из горшков накрыть полиэтиленом.
- Следующая и последняя страничка нашего альбома «Игра».
Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Игра» (изображение девочки с мячом) и предлагает всем детям подойти к ней.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Определи на ощупь».
Воспитатель берет коробку с предметами из различно материала.
- У меня в коробке предметы из различного материала, вы должны не глядя, на ощупь определить, что это за материал, и по какому свойству вы определил, что это именно этот материал.
Воспитатель предлагает поиграть каждому ребенку – назвать материал на ощупь.
Заключительная часть.
- Ребята вот и подошло к концу наше исследовательское занятие. Посмотрите, вы заполнили весь свой лист пиктограммами, отмечая каждое свойство пластмассы. Ну а теперь подведем итоги – расскажем все, что вы узнали о пластмассе, и поможет вам ваша схема – подсказка.
Каждый ребенок, рассматривая свою пиктограмму, называет одно из свойств пластмассы.
-На следующих занятиях мы изучим свойства других материалов, сравним их со свойствами пластмассы и определим, почему же человек в настоящее время использует все больше пластмассовых предметов.
|