Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО

Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО

Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно – пространственная среда второй младшей группы спроектирована в соответствии с требованиями к построению развивающей предметно – пространственной среды и принципами ФГОС ДО:

  • содержательно – насыщенна,
  • трансформируема,
  • полифункциональна,
  • вариативна,
  • доступна и безопасна.

Правильно организованная предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, проводить развивающие игры.

 

При создании развивающей среды группы учитываются особенности детей, посещающих группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и другое.

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным и мобильным.

Вот почему в программе образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей, то есть на опытническую деятельность. Опытническая деятельность представляет собой огромную возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Она позволяет детям расширить, углубить и упорядочить свои представления о мире.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

Нельзя забывать о том, что дети по своей природе исследователи. Экспериментирование – ведущий, а в первые три года жизни ребенка практически единственный способ познания мира.

Считаю, что именно опытническая деятельность позволяет ребенку удовлетворить свою любознательность, а значит развивать его мыслительные процессы: произвольное внимание, память, мышление и так далее. А самое главное для этого возраста, решить одну из главных задач – развитие речи. И сделать ее не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.

Главная моя роль в этом процесс – вызвать интерес к предмету, развивать познавательную активность. Для этого я использую разнообразные методы и приемы:

  1. Наглядный: знакомлю с предметом, учу обследовать и наблюдать, следить за моими действиями, а затем самостоятельно выполнять.
  2. Словесный: использую художественное слово, беседую, задаю вопросы, делаю выводы, а дети со мной их проговаривают.
  3. Практический: провожу простые упражнения и опыты, показываю способ действия, совместно с ребенком повторяю действия.

Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием экспериментируют с объектами не живой природы: песком, водой, снегом, камнями. Опыты напоминают детям фокусы, от которых получают массу впечатлений, а самое главное, что дети проделывают все сами. Тем самым они являются равными участниками в процессе обучения.

В ходе проведения опытов дети превращаются в любознательных испытателей, определяя свойства различных природных материалов. Для формирования у детей интереса к опытнической деятельности, мы создали в группе уголок опытнической деятельности.

Уголок опытнической деятельности в нашей группе представлен многообразием коллекций материалов и разнообразием оборудования, в том числе в нем находятся:

  1. Приборы: лупы, зеркала, пипетки, линейки, лампы, фонарики, венчики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, песочные часы и т.п.
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и размера, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, орехи, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, трубочки, лоскутки ткани, прищепки и резинки, веревки, нитки, шнурки и т.д.), неструктурированные (песок, вода, грунт, опилки, камешки, глина, мел, листья, и т.д.).

Предметно – пространственная среда группы для проведения опытнической деятельности с детьми включает в себя:

  1. Место для постоянной выставки.
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения материалов.
  5. Место для проведения опытов.

В период адаптации к детскому саду для стабилизации эмоционального состояния очень важны несложные упражнения с песком: «Отпечатки наших пальцев», «Отпечатки наших рук», «Пройдись пальцами как по пианино».

Далее можно переходить к более сложным играм: «Куличики», «Строим дом», «Прокладывание дороги для игрушечных автомобилей» — ценность их в том, что с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, произвольное внимание, память.

Таким образом, самые первые увлекательные и любимые игры – игры с песком. В них дети имеют возможность проявить естественную активность, получить огромную радость, а также творчески изучать мир вокруг себя.

Когда дети совсем привыкнут, включаю в свою работу несложные опыты: «Песок сухой и мокрый», «На каком песке легче рисовать?». Опыты позволяют ребенку думать, а в дальнейшем и делать выводы.

Параллельно со знакомством с песком, знакомлю детей с водой. В процессе умывания, использую разнообразные потешки про воду, не только эмоционально окрашиваю этот процесс, но и привлекаю к воде как к объекту.

Очень нравятся детям несложные упражнения с водой. Наливая и переливая воду из сосуда в сосуд, дети с удовольствием наблюдают, как льется вода, принимая форму, той емкости, в которую налита. А какой восторг приходят дети, когда самостоятельно окрашивают воду в различные цвета. Во время этих упражнений они знакомятся и закрепляют цвета.

Дети знакомятся со свойствами воды, что она прозрачная, в прозрачной воде видны все предметы, помещенные в нее. И как удивляются, что те же предметы, помещенные в окрашенную воду, исчезают. После этих опытов дети приходят к выводу, что в грязной воде предметы не видны. Зимой выносим воду на прогулку и смотрим, что происходит с водой в конце прогулки. Так дети знакомятся с процессом превращения воды в лед.

Далее провожу более сложный опыт: «Тонет – не тонет». Где перед началом опыта спрашиваю детей, что утонет, а что будет плавать на поверхности воды. Даю возможность детям самим опустить предметы в воду. Для проведения этого опыта использую: деревянные предметы, пластмассовые, камни, железные предметы.

Нельзя забывать о том, сколько возможностей для экспериментирования дает нам зимнее время года. Знакомимся на прогулке со свойствами снега: лепится, тает на ладошке, на снегу остаются следы, на нем можно рисовать, в мороз снег скрипит.

В группе проводим следующий опыт: заносим снег в тепло, ставим в природный уголок и наблюдаем через время, что же произойдет. Дети сами делают вывод – снег тает и становится водой. Но при этом решается и воспитательная задача – снег есть нельзя можно заболеть, вода грязная. Все это дети обязательно проговаривают в слух.

В группе и в летнее время провожу опыты еще с одним природным объектом – камнями. Во время обследования дети узнают, что камни бывают разные: большие и маленькие, шершавые и гладкие, в воде камень тонет, все камни холодные. Обращаю внимание детей на то, что в воде камень темнеет.

Большие возможности со знакомством с различными материалами предоставляют занятия лепкой. Основной прием, который я использую – вдавливание. Для вдавливания подбираются разнообразные предметы: камушки, пуговицы, бусины, пробки; различные материалы: горох, фасоль, греча. Сюжеты для лепки должны быть близкими и понятными: «Огород», «Бусы», «Рыбка», «Цветок для мамы». Весь процесс строю в игровой форме, обязательно комментирую.

Эти занятия не только увлекают детей, но и дают возможность больше узнать о цвете, величине, форме и качестве предметов.

Тряпичные игрушки с различными наполнителями (горох, манка, греча, и т.д. Внутри некоторых подушек есть шарики от погремушек (издает звук). Эти игрушки открывают возможность экспериментировать. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Из небольших пластиковых бутылок, наполненных разными материалами: камешками, горохом, манкой, песком, монетами. Эти погремушки издают неожиданные звуки и разные по внешнему виду и весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Со временем он научится распознавать по звуку, что находится внутри.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегом и т.д.).
  3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  4. О способах исследования объекта.
  5. О предметном мире.

Опытническая деятельность очень увлекательна, а самое главное она сближает педагога с ребенком, делая их равными партнерами, влияет на полноценное развитие ребенка, воспитывает интерес к окружающему миру, через общение со взрослым развивает речь и мыслительные процессы.

Просмотров: 685
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.. Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Харина Светлана Владимировна. Простые опыты с водой для дошкольников
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь