Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно – пространственная среда второй младшей группы спроектирована в соответствии с требованиями к построению развивающей предметно – пространственной среды и принципами ФГОС ДО:
- содержательно – насыщенна,
- трансформируема,
- полифункциональна,
- вариативна,
- доступна и безопасна.
Правильно организованная предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, проводить развивающие игры.
При создании развивающей среды группы учитываются особенности детей, посещающих группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и другое.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным и мобильным.
Вот почему в программе образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей, то есть на опытническую деятельность. Опытническая деятельность представляет собой огромную возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Она позволяет детям расширить, углубить и упорядочить свои представления о мире.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.
Нельзя забывать о том, что дети по своей природе исследователи. Экспериментирование – ведущий, а в первые три года жизни ребенка практически единственный способ познания мира.
Считаю, что именно опытническая деятельность позволяет ребенку удовлетворить свою любознательность, а значит развивать его мыслительные процессы: произвольное внимание, память, мышление и так далее. А самое главное для этого возраста, решить одну из главных задач – развитие речи. И сделать ее не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.
Главная моя роль в этом процесс – вызвать интерес к предмету, развивать познавательную активность. Для этого я использую разнообразные методы и приемы:
- Наглядный: знакомлю с предметом, учу обследовать и наблюдать, следить за моими действиями, а затем самостоятельно выполнять.
- Словесный: использую художественное слово, беседую, задаю вопросы, делаю выводы, а дети со мной их проговаривают.
- Практический: провожу простые упражнения и опыты, показываю способ действия, совместно с ребенком повторяю действия.
Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием экспериментируют с объектами не живой природы: песком, водой, снегом, камнями. Опыты напоминают детям фокусы, от которых получают массу впечатлений, а самое главное, что дети проделывают все сами. Тем самым они являются равными участниками в процессе обучения.
В ходе проведения опытов дети превращаются в любознательных испытателей, определяя свойства различных природных материалов. Для формирования у детей интереса к опытнической деятельности, мы создали в группе уголок опытнической деятельности.
Уголок опытнической деятельности в нашей группе представлен многообразием коллекций материалов и разнообразием оборудования, в том числе в нем находятся:
- Приборы: лупы, зеркала, пипетки, линейки, лампы, фонарики, венчики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, песочные часы и т.п.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и размера, воронки, сита, лопатки, формочки.
- Материалы: природные (желуди, шишки, семена, орехи, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, трубочки, лоскутки ткани, прищепки и резинки, веревки, нитки, шнурки и т.д.), неструктурированные (песок, вода, грунт, опилки, камешки, глина, мел, листья, и т.д.).
Предметно – пространственная среда группы для проведения опытнической деятельности с детьми включает в себя:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения материалов.
- Место для проведения опытов.
В период адаптации к детскому саду для стабилизации эмоционального состояния очень важны несложные упражнения с песком: «Отпечатки наших пальцев», «Отпечатки наших рук», «Пройдись пальцами как по пианино».
Далее можно переходить к более сложным играм: «Куличики», «Строим дом», «Прокладывание дороги для игрушечных автомобилей» — ценность их в том, что с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, произвольное внимание, память.
Таким образом, самые первые увлекательные и любимые игры – игры с песком. В них дети имеют возможность проявить естественную активность, получить огромную радость, а также творчески изучать мир вокруг себя.
Когда дети совсем привыкнут, включаю в свою работу несложные опыты: «Песок сухой и мокрый», «На каком песке легче рисовать?». Опыты позволяют ребенку думать, а в дальнейшем и делать выводы.
Параллельно со знакомством с песком, знакомлю детей с водой. В процессе умывания, использую разнообразные потешки про воду, не только эмоционально окрашиваю этот процесс, но и привлекаю к воде как к объекту.
Очень нравятся детям несложные упражнения с водой. Наливая и переливая воду из сосуда в сосуд, дети с удовольствием наблюдают, как льется вода, принимая форму, той емкости, в которую налита. А какой восторг приходят дети, когда самостоятельно окрашивают воду в различные цвета. Во время этих упражнений они знакомятся и закрепляют цвета.
Дети знакомятся со свойствами воды, что она прозрачная, в прозрачной воде видны все предметы, помещенные в нее. И как удивляются, что те же предметы, помещенные в окрашенную воду, исчезают. После этих опытов дети приходят к выводу, что в грязной воде предметы не видны. Зимой выносим воду на прогулку и смотрим, что происходит с водой в конце прогулки. Так дети знакомятся с процессом превращения воды в лед.
Далее провожу более сложный опыт: «Тонет – не тонет». Где перед началом опыта спрашиваю детей, что утонет, а что будет плавать на поверхности воды. Даю возможность детям самим опустить предметы в воду. Для проведения этого опыта использую: деревянные предметы, пластмассовые, камни, железные предметы.
Нельзя забывать о том, сколько возможностей для экспериментирования дает нам зимнее время года. Знакомимся на прогулке со свойствами снега: лепится, тает на ладошке, на снегу остаются следы, на нем можно рисовать, в мороз снег скрипит.
В группе проводим следующий опыт: заносим снег в тепло, ставим в природный уголок и наблюдаем через время, что же произойдет. Дети сами делают вывод – снег тает и становится водой. Но при этом решается и воспитательная задача – снег есть нельзя можно заболеть, вода грязная. Все это дети обязательно проговаривают в слух.
В группе и в летнее время провожу опыты еще с одним природным объектом – камнями. Во время обследования дети узнают, что камни бывают разные: большие и маленькие, шершавые и гладкие, в воде камень тонет, все камни холодные. Обращаю внимание детей на то, что в воде камень темнеет.
Большие возможности со знакомством с различными материалами предоставляют занятия лепкой. Основной прием, который я использую – вдавливание. Для вдавливания подбираются разнообразные предметы: камушки, пуговицы, бусины, пробки; различные материалы: горох, фасоль, греча. Сюжеты для лепки должны быть близкими и понятными: «Огород», «Бусы», «Рыбка», «Цветок для мамы». Весь процесс строю в игровой форме, обязательно комментирую.
Эти занятия не только увлекают детей, но и дают возможность больше узнать о цвете, величине, форме и качестве предметов.
Тряпичные игрушки с различными наполнителями (горох, манка, греча, и т.д. Внутри некоторых подушек есть шарики от погремушек (издает звук). Эти игрушки открывают возможность экспериментировать. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.
Погремушки из бутылок. Из небольших пластиковых бутылок, наполненных разными материалами: камешками, горохом, манкой, песком, монетами. Эти погремушки издают неожиданные звуки и разные по внешнему виду и весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Со временем он научится распознавать по звуку, что находится внутри.
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегом и т.д.).
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
- О способах исследования объекта.
- О предметном мире.
Опытническая деятельность очень увлекательна, а самое главное она сближает педагога с ребенком, делая их равными партнерами, влияет на полноценное развитие ребенка, воспитывает интерес к окружающему миру, через общение со взрослым развивает речь и мыслительные процессы.
|