Елизавета Ивановна Тихеева, известный российский и советский педагог.
Одним из основных организационно-педагогических условий и способов речевого развития детей дошкольного возраста является:
создание качественной, насыщенной пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ, которая должна удовлетворять важные жизненные потребности дошкольника в познании и общении.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи образовательной области
Скачать конспект
Речевое развитие:
Развитие речи.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей:
- грамматического строя речи
- связной речи — диалогической и монологической форм
- формирование словаря
-воспитание звуковой культуры речи.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью
- обеспечение богатства сенсорных представлений
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка
- обеспечение комфортности состояния ребенка в проявлении речевых реакций
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Для развития речи дошкольников необходима организация центров, стимулирующих речевую активность детей.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности, которые
предусматривает определенный перечень материала и оборудования.
Нормативно — знаковый материал, который готовит ребёнка к освоению письменной речи (чтения и письма):
разнообразные наборы букв, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.
Образно — символический материал: специально разработанные, так называемые «наглядные пособия»:
предметные и сюжетные картины, иллюстрации, серии картинок с фабульным развитием сюжета;
алгоритмы для обучению рассказыванию, описанию; мнемотаблицы для заучивания стихов
Разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий.
Виды картотек игр и упражнений для оснащения речевого уголка:
- Картотека артикуляционных упражнений +комплект зеркал (с ручкой).
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом
- Дидактические игры на обогащение словаря.
- Дидактические игры на развитие ГСР.
- Дидактические игры на развитие СР.
- Дидактические игры на совершенствование ЗКР,
фонематического восприятия.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
- Наглядный и дидактический материал в речевом уголке меняется согласно лексической теме.
- Речевой уголок желательно размещать рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный» персонаж, который помогает вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
- Игровой, дидактический и наглядный материал должен соответствовать возрасту детей группы.
- Необходимым атрибутом являются зеркало.
Критерии оснащения пространственной предметно-развивающей среды:
- наполняемость уголка
- разнообразие материала
- соответствие возрасту
- доступность
- системность
- эстетика оформления
- ведущая игрушка ( «хозяйка» речевого уголка).
Содержание речевых уголков в группах ДОУ.
Вторая группа раннего возраста
- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста
- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик
-Картинки по лексическим темам.
-Художественные произведения по программе.
-Предметные картинки:
- с изображением игрушек, предметов личной гигиены; одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей
- с изображением размера, цвета предметов, вкуса, температуры предметов (красный, большой, горячий, сладкий и т.д.)
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает и т.д.).
Вторая младшая группа
- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста
- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик
-Картинки по лексическим темам.
-Художественные произведения по программе.
-Предметные и сюжетные картинки:
-предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта, части суток, домашних животных и их детенышей, овощей, фруктов и т. д.
- с изображением местоположение предметов (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
-с изображением некоторых материалов и их свойств (н-р: бумага – гладкая, рвётся)
-с изображением действий.
Средняя группа
- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста
- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик
-Картинки по лексическим темам.
-Художественные произведения по программе.
-Алгоритм составления описания и сравнения предметов.
-Предметные и сюжетные картинки:
- с изображением знакомых сказок (рассказывание по сюжетной картинке)
- с изображением предметов, явлений, событий, не имевших места в их собственном опыте
- с изображением местоположение предметов (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
- с изображением предметов-противоположностей (антонимы)
- с изображением профессий и их трудовых действий.
Старшая группа
- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста
- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик
-Картинки по лексическим темам.
-Художественные произведения по программе.
-Алгоритм составления описания и сравнения предметов, объектов, явлений (мнемотаблицы).
-Предметные и сюжетные картинки:
- с изображением изделий народных промыслов, мини-коллекций (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии
с достопримечательностями родного края,
- с фабульным (последовательно развивающимся) действием.
Подготовительная группа
- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста
- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик
-Картинки по лексическим темам.
-Художественные произведения по программе.
-Алгоритм составления описания и сравнения предметов, объектов, явлений (мнемотаблицы).
-Предметные и сюжетные картинки:
- по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
-Графическое изображение:
- составления предложения по заданному количеству слов
- деление предложения на слова (без учёта предлогов и союзов)
-деление слова на слоги (двусложные и трёхсложные с открытым.
Важно помнить:
- Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Необходимо как можно чаще использовать в ООД и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
- Важно использовать двигательно-речевые средства. Они часто используются при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение
- Речевые уголки должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
- Необходимо заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения
- Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога – важная составляющая речевого развития детей.
Воспитатель высшей категории Борисова Марина Александровна
МБДОУ детский сад № 3 «Сказка» г. Княгинино Нижегородской области
|