Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»

Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»

Елизавета Ивановна Тихеева, известный российский и советский педагог.

Одним из основных организационно-педагогических условий и способов речевого развития детей дошкольного возраста является:

создание качественной, насыщенной пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ, которая должна удовлетворять важные жизненные потребности дошкольника в познании и общении.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи образовательной области

 

Скачать конспект

Речевое развитие:

Развитие речи.

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей:
  • грамматического строя речи
  • связной речи — диалогической и монологической форм
  • формирование словаря

-воспитание звуковой культуры речи.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература.

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой среды:

  • обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью
  • обеспечение богатства сенсорных представлений
  • обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка
  • обеспечение комфортности состояния ребенка в проявлении речевых реакций

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Для развития речи дошкольников необходима организация центров, стимулирующих речевую активность детей.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности, которые

предусматривает определенный перечень материала и оборудования.

Нормативно — знаковый материал, который готовит ребёнка к освоению письменной речи (чтения и письма):

разнообразные наборы букв, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

Образно — символический материал: специально разработанные, так называемые «наглядные пособия»:

предметные и сюжетные картины, иллюстрации, серии картинок с фабульным развитием сюжета;

алгоритмы для обучению рассказыванию, описанию; мнемотаблицы для заучивания стихов

Разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий.

Виды картотек игр и упражнений для оснащения речевого уголка:

  1. Картотека артикуляционных упражнений +комплект зеркал (с ручкой).
  2. Картотека дыхательных упражнений.
  3. Картотека пальчиковых игр.
  4. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом
  5. Дидактические игры на обогащение словаря.
  6. Дидактические игры на развитие ГСР.
  7. Дидактические игры на развитие СР.
  8. Дидактические игры на совершенствование ЗКР,

фонематического восприятия.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

  • Наглядный и дидактический материал в речевом уголке меняется согласно лексической теме.
  • Речевой уголок желательно размещать рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный» персонаж, который помогает вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
  • Игровой, дидактический и наглядный материал должен соответствовать возрасту детей группы.
  • Необходимым атрибутом являются зеркало.

Критерии оснащения пространственной предметно-развивающей среды:

  • наполняемость уголка
  • разнообразие материала
  • соответствие возрасту
  • доступность
  • системность
  • эстетика оформления

- ведущая игрушка ( «хозяйка» речевого уголка).

Содержание речевых уголков в группах ДОУ.

Вторая группа раннего возраста

- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста

- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик

-Картинки по лексическим темам.

-Художественные произведения по программе.

-Предметные картинки:

  • с изображением игрушек, предметов личной гигиены; одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей
  • с изображением размера, цвета предметов, вкуса, температуры предметов (красный, большой, горячий, сладкий и т.д.)

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает и т.д.).

Вторая младшая группа

- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста

- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик

-Картинки по лексическим темам.

-Художественные произведения по программе.

-Предметные и сюжетные картинки:

-предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта, части суток, домашних животных и их детенышей, овощей, фруктов и т. д.

- с изображением местоположение предметов (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

-с изображением некоторых материалов и их свойств (н-р: бумага – гладкая, рвётся)

-с изображением действий.

Средняя группа

- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста

- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик

-Картинки по лексическим темам.

-Художественные произведения по программе.

-Алгоритм составления описания и сравнения предметов.

-Предметные и сюжетные картинки:

- с изображением знакомых сказок (рассказывание по сюжетной картинке)

- с изображением предметов, явлений, событий, не имевших места в их собственном опыте

- с изображением местоположение предметов (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

- с изображением предметов-противоположностей (антонимы)

- с изображением профессий и их трудовых действий.

Старшая группа

- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста

- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик

-Картинки по лексическим темам.

-Художественные произведения по программе.

-Алгоритм составления описания и сравнения предметов, объектов, явлений (мнемотаблицы).

-Предметные и сюжетные картинки:

- с изображением изделий народных промыслов, мини-коллекций (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии

с достопримечательностями родного края,

- с фабульным (последовательно развивающимся) действием.

Подготовительная группа

- Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста

- Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик

-Картинки по лексическим темам.

-Художественные произведения по программе.

-Алгоритм составления описания и сравнения предметов, объектов, явлений (мнемотаблицы).

-Предметные и сюжетные картинки:

- по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

-Графическое изображение:

  • составления предложения по заданному количеству слов
  • деление предложения на слова (без учёта предлогов и союзов)

-деление слова на слоги (двусложные и трёхсложные с открытым.

Важно помнить:

  • Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Необходимо как можно чаще использовать в ООД и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
  • Важно использовать двигательно-речевые средства. Они часто используются при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение
  • Речевые уголки должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
  • Необходимо заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения
  • Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога – важная составляющая речевого развития детей.

Воспитатель высшей категории Борисова Марина Александровна

МБДОУ детский сад № 3 «Сказка» г. Княгинино Нижегородской области

Просмотров: 588
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи «Описание предметов зимней одежды» (вторая младшая группа)
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь