Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух".
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Традиционно в логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Исследования таких авторов, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Ястребова А. В., Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., и других подчеркивают, что только в процессе серьезной работы над развитием фонематического процессов можно обеспечить эффективную и стойкую коррекцию дефектов произношения, подготовить малыша к овладению лексико-грамматической стороной речи и создать основу для становления звукового анализа
Работа по данной проблеме была начата после обследования речи детей, которое показало, что только у 1 ребенка уровень сформированности фонематических процессов соответствует норме, у остальных 88% снижен. Исходя из этих результатов мы определили для себя следующие задачи:
- Установить эмоциональный контакт с ребенком,
- Развивать его положительный интерес к занятиям,
- Формировать основы слухового и зрительного внимания,
- Формировать умение воспринимать речевые и неречевые звуки,
- Развивать понимание обращенной речи,
- Привлекать внимание к предметам и явлениям,
- Формировать регулятивную функцию речи, т.е. умение управлять своим поведением на основе словесных инструкций
Решение поставленных задач осуществляется по двум направлениям:
- Дифференциация неречевых звуков
- Дифференциация речевых звуков
Работа с малышом начинается с установления эмоционального контакта. через игры с сюрпризным моментом "Кто пришел?" "Кто тебя позвал?", "Кто спрятался?", "Где позвонили?" и др., в ходе которых учим малыша обращать внимание на звучащий объект, определять источник звука, выполнять движения ориентируясь на сигнал.
В дальнейшем дети учатся дифференцировать неречевые звуки:
- по способу воспроизведения ("Что стучит, что пищит?" "Послушаем звуки природы", "На чём играл зайка?", "Что звенит, что стучит?")
- по темпу повторяющихся звуковых сигналов; ("Дождик капал понемножку...", "Эхо")
- по силе звуковых раздражителей; ("Далеко и близко", "Топ-топ")
- по долготе звучания. ("Едет, едет грузовик...", "Самолет летит")
Для развития слухового внимания, дифференциации слуховых раздражителей широко используем звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, металлофоны, барабаны, бубны.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков соблюдаем определенную последовательность, используя для этого "картотеку звуков"
Целенаправленная работа над речевыми звуками строится от простого к сложному.
Сначала предлагаем для восприятия звукоподражания, учим соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием в играх" Кто там?" "Кто позвал?", широко используем потешки "Наши уточки с утра","Кто у нас пригожий" и др.
Затем используем короткие слова и слова из нескольких слогов, учим соотносить слово и картинку, слово и движение ("Найди картинку", "Покажи игрушку", "Съедобное — несъедобное"). Дети учатся различать слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «КИСКА» — «МИСКА», «БАМ» — «БОМ». Малыши на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» — «КУП-КУП», а также звонкие — глухие согласные ( «ПАПА-БАБА») и мягкие — твердые согласные ( «КОТ-КИТ»),
Далее переходим к коротким фразам, ("Слушай и повторяй", "Потанцуй со мной", "Выполни задание")
Кроме того, в начале работы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), в дальнейшем — без зрительной опоры, только на слух.
Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение. Поэтому задания предлагаем с использованием таких приемов как работа с предметными картинками, фишками, лентами различной длины, карточками и т.д.
Формирование фонематического слуха проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатели группы используя игры, рекомендованные учителями-логопедами, закрепляют результаты, достигнутые на логопедических занятиях.
Работа по данной проблеме ведется в тесном контакте с семьями воспитанников по двум направлениям:
- педагогическое просвещение родителей (встречи на родительских собраниях, индивидуальные консультации, информационные материалы в родительском уголке и др
- включение родителей в образовательный процесс через выполнение рекомендаций "Логопеды — родителям", индивидуальных заданий в тетради и др.
В результате такой последовательно спланированной коррекционной работы на сегодняшний момент большинство детей научились различать до 4х неречевых и речевых звуков, дифференцировать звукоподражания, начинать и заканчивать движения в соответствии со звуковыми сигналами. Эта работа будет продолжаться
Таким образом можно сделать вывод, что работу по формированию фонематического слуха необходимо начинать с самого раннего возраста, используя игровые приемы и упражнения.
На будущее я ставлю перед собой задачи:
- совершенствовать перспективное планирование по теме
- пополнять банк игр и игровых упражнений
- расширять материальное обеспечение образовательного процесса
- апробировать современные формы работы с семьей.
|