Татьяна Юртаева. Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР I-II уровня 'И дома играем, фонематический слух развиваем'

Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР I-II уровня И дома играем, фонематический слух развиваемМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида  «КОЛОКОЛЬЧИК» муниципального образования  город Ноябрьск
Учитель-логопед Юртаева Татьяна Леонидовна
Правильно  слышу – хорошо  говорю!
Что  такое  фонематический  слух  и  каким  образом  он  влияет  на  развитие  речи?
С  помощью  каких  упражнений  родители  могут  самостоятельно  развивать  у  ребенка  точное  звуковое  восприятие?
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ  ВОСПРИЯТИЕ
Речь  идет  о  способности  человека  различать  на  слух  звуки  речи. Фонематический  слух  является  основой  для  понимания  смысла  сказанного. Ведь  заменив  даже  один  звук  в  слове, мы  можем  получить  совершенно  иное  его  значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И  вот  уже  козой  косят  луг, а  Мишина  машина  превращается  в  мышей  на  машине. Родители  часто  жалуются: у  моего  ребенка  «каша  во  рту», он  пропускает или  заменяет  звуки  и  слоги  в  словах… Виновником  подобных  досадных  нарушений  речи  вполне  может  быть  неразвитый  фонематический  слух.

Скачать полный конспект с фотографиями

Сформированное  фонематическое  восприятие  является  залогом  четкого  произнесения  звуков, построения  правильной  слоговой  структуры  слов, основой  легкости  овладения  грамматическим  строем  речи, успешного  освоения  письма  и  чтения.
Уделяя  дома  внимание  развитию  фонематического  слуха, вы  облегчите  ребенку  процесс  освоения  правильного  звукопроизношения, а  в  дальнейшем – чтении и  письма. Несложная  система  игр  позволит  вам  самостоятельно  и  продуктивно  помочь  малышу  овладеть  родным  языком, избежать  возможных  трудностей  и  предотвратить  возникновение  речевых  нарушений. Если  нарушения  уже  имеются, то  развитие  фонематического  слуха  будет  первым  шагом  на  пути  его  преодоления.
Упражнения  для  развития  фонематического  слуха  построены   по  принципу  от  простого  к  сложному. Выявив, на  каком  этапе  ребенок  перестает  справляться  с   заданиями, начинайте  с  этого  уровня.
ПЕРВЫЙ  УРОВЕНЬ
Узнавание  неречевых  звуков. Различение  на  слух  неречевых  звуков  является  фундаментом  и  основой  развития  фонематического  слуха.
Игра «Угадай, что  звучало». Внимательно  послушайте  вместе  с  ребенком  шум  воды, шелест  газеты, звон  ложек, скрип  двери  и  другие  бытовые  звуки. Предложите  ребенку  закрыть  глаза  и  отгадать, что  сейчас  звучало.
Игра «Шумящие  мешочки». Вместе  с  малышом  насыпьте  в  мешочки  крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок  должен  угадать  по  звуку  потряхиваемого  мешочка, что  там  внутри.
Игра «Волшебная  палочка». Взяв  карандаш  или  любую  палочку, постучите  ею  по  разным  предметам  в  доме. Волшебная  палочка  заставит  звучать  вазу, стол, стенку, миску  и  т.д. Потом  усложните  задание – пусть  ребенок  отгадывает  с  закрытыми  глазами, какой  предмет  звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку  завязывают  глаза, и  он  двигается  на  звук  колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок  повторяет  ритмический  рисунок  хлопков. Например: два  хлопка, пауза, два  хлопка. В  усложненном  варианте  ребенок  повторяет  ритм  с  закрытыми  глазами.
ВТОРОЙ  УРОВЕНЬ
Различение  звуков  речи  по  тембру, силе, высоте.
Игра «Узнай  свой  голос». Запишите  на  кассету  голоса  близких  и  голос  самого  ребенка, а  потом  попросите  его  угадать, кто  сейчас  говорит.
Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что  ребенок  будет  выполнять  определенные  действия – когда  вы  произносите  слова  громко  и  когда  тихо.
Игра «Три  медведя». Ребенок  отгадывает, за  кого  из  героев  сказки  говорит  взрослый. Более  сложный  вариант – малыш  сам  говорит  за  трех  медведей, изменяя  высоту  голоса.

 

ТРЕТИЙ  УРОВЕНЬ
Различение  сходных  между  собой  по  звучанию  слов.
Игра «Слушай  и  выбирай». Перед  ребенком  кладут  картинки  со  сходными  по  звучанию  словами  (сом, ком, лом). Взрослый  называет  предмет, а  ребенок  должен  поднять  соответствующую  картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый  показывает  ребенку  картинку  и  называет  предмет, заменяя  первый  звук  (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача  ребенка – хлопнуть  в  ладоши, когда  он  услышит  правильный вариант  произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ  УРОВЕНЬ
Различение  слогов.
Игра «похлопаем». Взрослый  объясняет  ребенку, что  есть  короткие  и  длинные  слова. Проговаривает  их, интонационно  разделяя  слоги. Совместно  с  ребенком  произносит  слова  (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая  слоги.
Игра «Что  лишнее?». Взрослый  произносит  ряды  слогов  «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа»  и  т.п. Ребенок  должен  хлопнуть, когда  услышит  лишний  слог.

ПЯТЫЙ  УРОВЕНЬ
Различение  звуков. Надо  объяснить  ребенку, что  слова  состоят  из  звуков, а  затем  немного  поиграть.
Игра «Кто  это?». Комарик  говорит  «ззз», ветер  дует  «ссс», жук  жужжит  «жжж», тигр  рычит  «ррр». Взрослый  произносит  звук, а  ребенок  отгадывает, кто  его  издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый  произносит  ряды  звуков, а  ребенок  хлопает  в  ладоши, когда  услышит  заданную  фонему.

ШЕСТОЙ  УРОВЕНЬ
Освоение  ребенком  навыков  анализа  и  синтеза.
Игра «Сколько  звуков». Взрослый  называет  один, два, три  звука, а  ребенок  на  слух  определяет  и  называет  их  количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый  проговаривает  ряды  слов, а  ребенок  должен  хлопнуть, когда  услышит  слово, начинающееся  с  заданного  звука.
Игра «Отгадай  слово». Ребенку  предлагают  слова  с  пропущенным  звуком – их  нужно  отгадать. Например, из  слов  убежал  звук  «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)


ДЕРЖИТЕ  ВСЕ  ПОД  КОНТРОЛЕМ

Даже  когда  дети  заняты  игрой  сами, без  взрослых, старайтесь  слышать, что  и  как  они  говорят, и  поправляйте  в  случае, если  ребенок  произносит  слово  неправильно  или  употребляет  неверно – большинство  речевых  ошибок  закрепляются  в  памяти  с  раннего  детства. Следите  также  и  за  собственной  речью.

Просмотров: 643
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Иванова Татьяна Николаевна. Детско-взрослый проект 'Когда вместе - это интереснее'
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь