Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»

«Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»

(консультация для родителей)

Часто родители переживают, что их ребенок совершенно не может общаться с незнакомыми людьми, боится, стесняется ответить, как его зовут, у него не складываются отношения с другими детьми. Попробуем разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Все застенчивые дети очень похожи — глаза в пол, руки теребят одежду, плечи сутулые, голова опущена, голос тихий, ответы робкие, немногословные. Лучший подарок на день рождения, по их мнению, это шапка-невидимка, которая спрячет их от всего мира.

Как правило, застенчивость как таковая встречается очень редко. В большинстве случаев — это просто маска, скрывающая самые разнообразные психологические проблемы, мучающие ребенка.

 

Например, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, за излишней застенчивостью может скрываться нереализованное стремление к лидерству. Такой ребенок, один раз не сумев его реализовать, старается вовсе уйти от контактов: мол, мне с ними неинтересно. И в этом случае стоит не столько преодолевать застенчивость, сколько найти то занятие, которое позволит ребенку поверить в себя, хоть в чем-то стать лидером.

Иногда застенчивость скрывает чрезмерную обидчивость и ранимость. Избегая контактов, ребенок автоматически ограждает себя от возможности быть обиженным.

А иногда дети уклоняются от общения просто потому, что не знают, о чем говорить. Поэтому в первую очередь нужно развивать у них интеллект и фанта-зию.

Прежде всего я бы посоветовала родителям оценить обстановку, окружающую ребенка. То есть посмотреть на самих себя. Вы-то сами очень общительны? А то зачастую мама, предпочитающая два часа блуждать по незнакомому микрорайону в поисках нужной улицы, вместо того чтобы спросить у кого-то, как пройти, искренне удивляется, что ее ребенок стесняется обратиться к друзьям за помощью. Или в семье, где никогда не бывает гостей, а перезваниваются только с близкими родственниками, вызывает удивление, что их ребенок не имеет друзей. В данном случае малыш просто копирует поведение старших.

Во-вторых, застенчивые дети, как правило, бывают у так называемых тревожных мам, которые как бы передают ребенку свою тревожность. “У него, наверное, не получится”, “он такой слабенький, что наверняка заболеет”, — сокрушается мама, тем самым программируя ребенка на неудачу. Самооценка и самоуважение малыша, естественно. от этого не возрастут.

Третья возможная причина детской застенчивости — это излишняя авторитарность кого- то из членов семьи. Если родители ежеминутно диктуют, что надо делать, как надо жить, что читать, во что играть, с кем дружить, то дети растут пассивными и неуверенными в себе.

И самое главное, о чем нельзя забывать: застенчивых детей надо чаще хвалить. Причем не только за какие-то успехи, а просто потому, что он есть. Ребенок должен понять, что любят его не за то, что он выучил буквы и научился само-стоятельно чистить зубы. А просто потому, что мама и папа очень рады, что у них есть такой, именно такой, малыш.

Теперь, когда вы разобрались, что послужило причиной застенчивости ребенка, нужно попытаться научить его преодолевать эту черту, привить навыки нормального общения. Пожалуй, самая большая проблема в том, чтобы убедить такого ребенка в необходимости общения. А проще всего это сделать с помощью игры в театр. Причем именно игры в театр, а не драматического кружка или студии бального танца, где ребенку самому действительно придется выходить на сцену и выступать перед зрителями.

Поэтому начинать надо с того, чтобы устроить дома кукольный театр. Сначала выберите главного персонажа. Это может быть бегемотик, слоник, медвежонок — эдакий симпатичный, большой, добрый, застенчивый, немного неуклюжий герой. Дело в том, что застенчивые дети обычно зацикливаются на своей внешности, считая себя недостаточно красивыми, излишне толстыми, высокими, низкими, неуклюжими. Затем придумайте несколько сюжетов, например, о том, как медвежонок вышел на полянку, увидел там весело играющих маленьких белочек и зайчиков и постеснялся к ним подойти, испугавшись, что он такой большой и над ним будут смеяться. Вернувшись домой, он постарался объяснить маме, почему не пошел играть с другими зверятами. Следующий сюжет может быть о том, как мама решила, что нужно использовать силу медвежонка, и стала просить его помогать по хозяйству, например пойти в магазин, купить продукты и принести сумку домой.

После того как малыш освоится за ширмой и уже не будет бояться “выступать* на людях, можно попробовать поиграть в настоящие “театральные” игры. Попросите ребенка показать с помощью мимики и жестов какой-нибудь стишок (например, “Идет бычок качается”, “Уронили мишку на пол” и так далее). Хорошо, если в игре участвуют несколько человек, желательно детей. Однако, если ребенок стесняется, начинайте игру в обществе только самых близких. Впрочем, можно попросить его изобразить то или иное животное, показать без слов какое-то действие.

Помимо мимики и жестов необходимо развивать и выразительность речи. Для этого предложите по-разному произнести слово “привет” (радостно, уныло, разочарованно, удивленно и так далее). Учите ребенка изменять голос. Поиг-райте, как могли бы разговаривать разными голосами персонажи сказки “Колобок” (диалоги колобка и зайчика, колобка и волка, колобка и лисы).

Прекрасным “лекарством” может быть игра в город. Из конструктора, кубиков или просто подушек постройте большой город. В нем должны быть магазины, цирк, зоопарк. Возьмите любимую игрушку малыша и совершите “прогулки по городу”. От имени игрушки ребенок должен сходить в магазин, купить билеты в цирк, вместе с друзьями отправиться на представление. Проиграйте с ним как можно больше таких жизненных ситуаций.

И наконец, когда ребенок уже потихонечку начнет осваиваться, вводите его в детский коллектив. Может быть, более целесообразно приглашать других детей к себе домой, руководствуясь принципом, что родные стены помогают. По-внимательнее отнеситесь к подбору гостей — они должны быть коммуникабельными и доброжелательными.

Упакова Наталья Ивановна воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ №1 «Березка» п. Джалиль Сармановского муниципального района.

Просмотров: 651
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь