НДОУ «Детский сад №243 ОАО «РЖД» Воспитатель: Бальцерова Е.А. Быть здоровым очень просто! Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их цель – обеспечить высокий уровень здоровья дошкольников, сформировать у них валеологическую культуру, здоровый образ жизни. Одно из условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников – правильный режим дня. Режим детского сада предполагает чередование различных видов деятельности и отдыха. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, повышает работоспособность, обеспечивает успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. В режим дня ДОУ включены различные здоровьесберегающие технологии: утренняя гимнастика, динамические паузы, физкультминутки, точечный массаж, физкультурные занятия, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, полоскание горла, рациональное питание, профилактические прививки, закаливание, формирование правильной осанки, прогулки.
Скачать: Консультация на тему: «Быть здоровым очень просто!» (полный конспект)
Народные песенки, потешки, пестушки – прекрасный речевой материал, который можно использовать в режимных моментах, в обучающих и совместных играх с детьми. В игровой форме дети быстрее запоминают последовательность действий и затем могут самостоятельно заниматься дома, обучать младших братьев и сестёр. Фольклор обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Предлагаем вам познакомиться с распорядком дня нашего детского сада. Большое значение в организации дня имеет утренний приём детей. В нашем ДОУ день начинается с пожелания всем доброго утра: Доброе утро! Скажешь кому-то, И будет ему очень доброе утро, И день будет добрый, И добрые встречи, И добрый, конечно, опустится вечер. Как важно и нужно, Чтоб сразу с утра Тебе пожелали добра. О. Бундур Утренняя гимнастика направленная главным образом на решение оздоровительных задач. Она не только способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, но и создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В процессе утренней гимнастики решаются и другие задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Этим стихотворением можно пригласить детей на утреннюю гимнастику. Каждый день по утрам Делаем зарядку, очень нравится нам Всё делать по порядку Чтобы нам не болеть И не простужаться, Мы зарядкой всегда будем заниматься. Пусть не всё хорошо может получиться, Не печалься, дружок, надо научиться. З. Петрова Правильно организованное умывание способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Важный воспитательно-образовательный момент – приём пищи. Перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры: «Зачем нужно мыть руки?», «Что лишнее?», «Съедобное – несъедобное», «Угадай, из чего?», дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, разнообразии блюд. К этой работе можно подключить младшего воспитателя, который может прочитать следующие потешки и стихи:
Рая, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла, Я уж стол накрыла. Е. Благинина Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! Э. Мошковская Если дети плохо пьют молоко, воспитатель использует потешку: Тот, кто пьёт молоко, Будет бегать далеко, Будет прыгать высоко, Тот, кто пьёт молоко. После еды рекомендуется полоскать полость рта. Полоскание проводится кипячёной водой комнатной температуры после каждого приёма пищи. Необходимо также формировать у детей правильную осанку: Вы, ребята, посмотрите: Все ли правильно сидите. Быть прямой должна спина, Как гитарная струна. Ноги вы соедините, Прямо голову держите. Ну, а чтобы не устать Позу нужно поменять, А минут так через тридцать – Походить не полениться. С. Рогозинская В ходе образовательной деятельности проводят физкультминутки, динамические паузы и гимнастику для глаз: Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! Наклонился правый бок. Раз, два, три! Наклонился левый бок. Раз, два, три! А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, разомнём мы ножки. Согнём правую ножку, раз, два, три! Согнём левую ножку, раз, два, три! Ноги высоко подняли и немного подержали. Головою покачали и все дружно вместе встали.
Пролетает самолёт, Посмотреть вверх на левую руку, которая покачивается, то же с другой рукой. С ним собрался я в полёт, я моторчик завожу Сжать пальцы правой руки в кулак и водить им по кругу перед собой, а кулаком левой руки – в противоположном направлении. И внимательно гляжу. Посмотреть на кулак. Поднимаюсь вверх, лечу, Посмотреть вверх на поднятые руки. Возвращаться не хочу Руки медленно опустить. Три – четыре часа в день, а летом ещё больше, дети проводят на улице. Вызвать положительный эмоциональный настрой у ребят на прогулке помогают стихи и потешки: Свежий воздух малышам нужен и полезен! Очень весело гулять нам и никаких болезней! На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Большое внимание воспитатели уделяют одежде детей, которая должна быть удобной и соответствовать сезону: Платья - девочек наряд, Платья носят все подряд: Кати, Маши, Тани,Нины, Анжелики и Марины. В юбки девочки одеты И зимой и жарким летом Танечки и Любочки Очень любят юбочки.
Куртка – тёплая одежда, в куртках Таня и Олежек В октябре и ноябре, когда сыро на дворе Шуба курточки теплее, и зимой уютно в ней. В воротник упрятать нос может даже Дед Мороз.
А вот это варежки для тебя и Ванюшки. Нося варежки зимой, когда ветер ледяной А в резиновых сапожках дети ходят по дорожкам, Если небо хмурится, если дождь на улице. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Они развивают основные движения, снимают умственное напряжение, воспитывают моральные качества. Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно с учётом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Пригласить детей на игру можно так: Мы вчера играли в стадо, и рычать нам было надо. Мы рычали и мычали, по – собачьи лаяли, Не слыхали замечаний Анны Ивановны, а она сказала строго: - Что за шум такой у вас? Я детей видала много – Таких я вижу в первый раз, мы сказали ей в ответ: - Никаких детей тут нет! Мы не Пети и не Вовы, Мы собаки и коровы, и всегда собаки лают, Выших слов не понимают. И всегда мычат коровы, Отгоняя мух. А она в ответ: - Да что вы? Ладно, если вы не коровы, Я тогда – пастух. И прошу иметь в виду: я коров домой веду. А. Барто Индивидуальную работу с детьми можно проводить и во время сервировки стола: предложить ребёнку решить логическую задачку, проблемную ситуацию, проверить, всё ли правильно расставлено на столе, выучить стихотворение: Где же, где же ты, обед?! Как же я проголодался. Вот бы пудинг и омлет, может, хлебушек остался? Всё я съесть сейчас смогу: борщ, рассольник, суп-харчо, Вермишель, пюре, рагу, и скажу: «Хочу ещё!» Не нужны салфетки, ложки! Всё с кастрюлей проглочу! Есть готов хоть поварёшкой! Понимаю – так нельзя! Быть таким не стоит, нет! Обещаю Вам, что я аккуратно съем обед! После обеда детей укладываем спать. Во время детского сна детский мозг продолжает обработку полученной за день информации, отбирает нужные для последующей деятельности сведения «отправляет» их в память. Детям младшего дошкольного возраста поют колыбельные, старшим дошкольникам рассказывают о пользе сна днём. Необходимо создать оптимальные условия для дневного сна: Укладывать детей спать сразу после еды, когда они немного приторможены»; Помещение должно быть проветрено, защищено от шума; С собой в кровать ребёнок может взять любимые игрушки, это успокоит его; Полезно перед сном читать сказки или стихи, например такие: В детском садике у нас тихий час. В этот час нам нужна тишина. Мы сказали: Чок! Чок! Чок! Язычок, закрываем тебя в сундучок. Запираем сундучок на крючок. Все ребятки на кроватки, все молчок! Потому что у нас тихий час, потому что нужна тишина. Н. Лоткин После сна в детском саду проводятся оздоровительные мероприятия: закаливание, гимнастика, босохождение, ходьба по «дорожкам здоровья», самомассаж, дыхательная гимнастика. Всё это сопровождается потешками, речёвками и стихами: Вот мы просыпаемся, миру улыбаемся. Потянулись к солнышку и открыли глазки, А на небе облака чудные, как в сказке. М. Евдокимова
Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся, позабыть про докторов, Водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров!
Все полезней солнце, воздух и вода! От болезней помогают нам всегда. От всех болезней всех полезней солнце, воздух и вода! В. Лебедев-Кумач Организация совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей после дневного сна – дело нелёгкое и ответственное. Важно уделить внимание самостоятельной деятельности дошкольников и формированию положительных отношений между ними, учитывать интересы и возможности детей, обогащать и уточнять их представления, развивать умения. Можно организовать коллективный труд, развлечения, игры-драматизации, самостоятельную художественную деятельность. Вечером ребята уходят домой: Солнце скрылось за домами, покидаем детский сад. Я рассказываю маме про себя и про ребят. Как мы хором пели песни, как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, что читали в детсаду Я рассказываю честно и подробно обо всём. Знаю маме интересно знать о том, как мы живём. Г. Ладонщиков Воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели, как чувствовали себя их дети, какое у них было настроение, даёт советы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии помогают сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература: Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ // Дошкольное образование 2004. №17-24 Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие 2008 г. Маханева М.В. воспитание здорового ребёнка, пособие для практических работников детских садов 1999 г. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) 2002 г. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду 2002 г. Узорнова О.В. Пальчиковая гимнастика 2010 г.
|