Город – один из сильнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд..., где цветут высшие дары человечности.
Проф. И.М. Гревс.
Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город.
Ребенок дошкольного возраста познает мир практически, наглядно-образным путем, значимую роль в познании мира играет творческое воображение.
Одним из важных принципов полноценного воспитания и развития ребенка дошкольного возраста является взаимодействие педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс. При этом сам педагог определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте у детей возникает потребность в познавательном общении со взрослыми. Основными источниками информации для ребенка являются его родители. Поэтому цель данного проекта – обогатить представления детей об истории и географии Выборгского района посредством семейных экскурсий.
География проекта: г. Санкт-Петербург, Калининский район, ГБДОУ детский сад №61 (ул. Черкасова, д.23, корп.2).
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).
Авторы проекта: Иванова Т.Н. воспитатель, Тутынина Т.Ю. воспитатель.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста и их родители.
Направление развития и воспитания детей: познавательно-речевое, социально-личностное.
Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Проблема.
Слабый интерес детей к познанию географии и истории родного города является следствием незаинтересованности родителей в познании истории своего города и района. Родители не уделяют должного внимания игровым формам обучения детей.
Цели проекта:
- Создать условия для интересного и познавательного проведения досуга детей с родителями.
- Вовлечение семьи в образовательный процесс.
- Сплочение детско-родительского коллектива.
- Вызвать интерес детей к истории своего района.
Задачи проекта:
- Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к истории своего города и района.
- Показать родителям возможности развития кругозора ребенка.
- Повторить и закрепить с дошкольниками правила безопасного поведения детей на улице.
- Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой и художественной деятельности.
Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
- Стимулировать накопление детского опыта посредством слушания и обсуждения художественной литературы о родине; участие дошкольников в придумывании сказок, рассказов о городе.
- Стимулировать двигательную активность в процессе длительных целевых прогулок по району.
Работа с родителями:
- 1.Совместная разработка маршрута к памятнику (инструкция к семейной экскурсии).
- 2.Консультации по способам и формам проведения экскурсий, по подбору информации о памятном месте.
- 3.Совместный с родителями выбор способов творческого оформления экспонатов для мини-музея.
Прогнозируемый результат:
- Деятельность ребенка приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.
- Развитие творческих способностей детей.
- У детей преобладает эмоционально-положительное отношение тем памятным местам, которые они посетили совместно с родителями.
- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, в совместной с ребёнком познавательной деятельности, совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи).
- Развиваются доверительные отношения между родителями и детей посредством совместно детско-родительского времяпрепровождения.
- Родители становятся активными участниками жизни детского коллектива.
- У родителей появляются определенные образовательные запросы («что я хочу для развития ребенка и себя как родителя»).
- Публикация опыта работы на сайте ГБДОУ детский сад № 61 и других интернет-порталах.
Продукт проектной деятельности.
Продукт проекта совместной деятельности детей и родителей представлен в виде мини-музея «Маленький мир сокровищ», экспонаты которого подготовлены детьми с их родителями по итогам совместных экскурсий в Калининском районе.
Презентация проекта.
Организуется мини-музей, где участники проекта могут рассказать о местах родного района, которые они посетили. Также участники и гости мини-музея могут посмотреть презентацию «В город всей семьей».
Необходимое оборудование:
- Видеопроектор.
- Энциклопедии по истории родного города.
- Наглядные пособия по петербурговедению.
- Материал для художественного труда (пластилин, картон, клей, краски и т.д.).
- Атрибуты для сюжетной игры «В поисках сокровищ»: сундук, мини-карта территории детского сада, карты поиска клада.
Этапы реализации проекта:
Предварительный этап.
Цель. Заинтересовать родителей в участии семейного проекта.
Краткое содержание.
- 1.Родителям раздаются приглашение на участие в проекте.
- 2.Планирование предстоящей работы родителей с детьми.
- 3.Сбор информации (стихи, рассказы, загадки, истории) о Родине.
- 4.Подготовка игры «В поисках сокровищ» (выбор памятных мест, рисование карты района и карт поиска предметов).
- 5.Проведение консультаций с родителями по организации прогулок в город.
- 6.Беседа с детьми о предстоящей деятельности в прогимназии и за ее пределами.
Практический этап.
Цель. Организация семейных прогулок в район с познавательно-обучающим эффектом. Заинтересовать детей и родителей в познании истории своего района.
Краткое содержание.
- 1.Просмотр с детьми презентации «Дом, в котором я живу».
- 2.Знакомство детей с литературными произведениями о Родине.
- 3.Детско-родительская прогулка «Всей семьей на поиски!». Цель – обогатить представления детей о географии и истории Выборгского района посредством семейных прогулок.
Родители совместно с педагогом подготавливают маршрут прогулки к памятному месту, которую самостоятельно проводят со своим ребенком. Педагоги предлагают родителям инструкции по составлению семейной прогулки.
Основной этап.
Цель. Ориентировать родителей к приобщению детей к истории своего города и района. Развитие творческих способностей детей посредством изготовления экспонатов для мини-музея на основе увиденного.
Краткое содержание.
Родители со своими детьми выходят на экскурсионные прогулки по достопримечательностям своего района и по возвращении домой делают экспонат для мини-музея.
На прогулке с родителями дети отдыхают и в то же время открывают что-то новое для себя об истории своего района, узнают о людях, которые здесь когда-то жили, что район имеет свою историю и свои важные даты.
Родители призывают ребенка к творческому завершению прошедшего дня, и предлагают сделать поделку памятного места, тем самым закрепляют пройденный материал. И дают ребенку возможность творчески выразить свои эмоции и впечатления.
Экспонаты могут быть выполнены в самых разнообразных формах. Это могут быть: мини-макеты, тематические сувениры, камень или рассказ фантазийно оформленный.
В данной работе ребенок может проявить себя с самой неожиданной стороны и копится большой запас творческого потенциала.
Итоговый этап
Цель. Подведение итогов совместной работы родителей с детьми.
Краткое содержание.
Открытие мини-музея «Маленький мир сокровищ».
Показ презентации «В город всей семьей».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Группа средние группы ГБДОУ детский сад № 61 Калининского района СПб
Тема проекта «Когда вместе – это интереснее»
Цель проекта – вызвать интерес детей к истории своего района; создать условия для интересного и познавательного проведения досуга детей с родителями; вовлечение семьи в образовательный процесс; сплочение детско-родительского коллектива.
Форма итогового мероприятия – Мини-музей «Маленький мир сокровищ».
Дата проведения мероприятия: 30 января 2013 г.
День недели
|
Совместная деятельность взрослого с учетом интеграции образовательных областей
|
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
|
Взаимодействие с родителями
|
Понедельник
|
Просмотр презентации «Мир в котором я живу»
Обсуждение увиденного материала.
|
Рисование своего дома
|
Привлечение родителей к сотрудничеству в организации мини-музея.
Письменная информация в уголке для родителей
|
Вторник
|
Вспоминаем правила поведения в общественных местах.
Чтение отрывков из произведения «Остров сокровищ»
|
Рассматривание книг и иллюстраций о пиратах
|
Консультации родителей по предстоящей деятельности
|
Среда
|
Просмотр мультфильма «Планета сокровищ».
Беседа о поведении в библиотеке
|
Рисование карт потерянных сокровищ
|
Помощь в подготовке литературы по заданной теме
|
Четверг
|
Поход в библиотеку с рассматриванием интересующей литературы
|
Игра «В поисках сокровищ»
|
Выбор маршрутов экскурсий с учетом особенностей детей
|
пятница
|
Чтение стихов, потешек, загадок о Родине
|
Аппликация
|
Подготовка маршрута и информации по выбранному объекту
|
Понедельник
|
«Где я был и что видел!?»
Объединение рассказов детей в одно начало.
|
Рисование
|
Консультации по проведенной экскурсии
|
Вторник
|
Лепим поделки по самому «яркому» рассказу
|
Придумывание игры с поделками
|
Консультации по вариантам оформления поделок
|
Среда
|
Беседа о поведении на улице
|
Игры с поделками
|
Индивидуальная работа с родителями по оформлению поделки
|
Четверг
|
Чтение стихотворений о городе, доме и про детский сад
|
Внесение в книжный уголок книг о городе
|
Оформление мини-музея
|
Пятница
|
Экскурсия по мини-музею, просмотр презентации «В город всей семьей»
|
|
Экскурсия по мини-музею и подведение итогов
|
Конспект сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» (средняя группа)
Задачи:
- продолжать развивать речь.
- пополнять представление о Выборгском районе.
- стимулировать творческую активность детей в игре
Материалы:
- сундук
- карта Выборгского района
- карта поиска сокровищ
Предварительная работа:
- чтение рассказа «Остров сокровищ»
- рассматривание энциклопедий
- изучение правил дорожного движения,
- знакомство с работой библиотеки
- карта рисуется заранее, делится на несколько кусков, которые прячут в заранее выбранные книги..
Ход игры
Организуется выход в библиотеку.
При рассматривании детьми книг в их страницах находятся отрывки карты.
Воспитателем вноситься предложение поиграть в пиратов и поиск сокровищ.
Дети с энтузиазмом ищут недостающие куски карты в других книгах.
Склеив карту, дети идут по маршруту, который указан на ней.
Придя в указанное место, они находят сундук, в котором лежит карта Выборгского района и конфеты.
После того как конфеты съедены, а остальные убраны в карманы, приходит время рассматривания находки.
После совестных размышлений, дети с воспитателем приходят к выводу, что карта попала в сундук с сокровищами не случайно.
На общем собрании «пиратов» принимается решение добавить карту к экспонатам музея.
Мини-музей «Маленький мир сокровищ»
Цели и задачи мини-музея:
Ознакомление детей с историей Выборгского района.
Расположение:
Мини-музей в прогимназии расположен в отдельном помещении – изостудии.
Содержание и экспонаты:
В кабинете изостудии вдоль одной стены расположен стеллаж, на полках которого разложены экспонаты.
На верхней полке стеллажа расположена карта Калининского района.
На полках ниже, расположены поделки, сделанные совместно детьми и родителями.
|