Составила: Опарина Гульнар Наильовна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №50 комбинированного вида» Советского района города Казани
Пояснительная записка
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.
Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.
Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма занятия: игра-путешествие.
Цель занятия: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Задачи:
- развивать умения детей планировать свою деятельность;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
- развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение; воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
Воспитатель заводит детей в зал. Навстречу выходит пират.
Пират: Как же мне найти эти затонувшие сокровища. Вот задал задачку морской царь Нептун. Мне одному не справиться. О… дети! Может быть вы поможете?
Дети: Да!
Пират: Давайте знакомиться! Я пират. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а любитель приключений и путешествий.
Пират: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне?
Дети: Да, конечно!
Пират: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. Для этого нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя).
(Играет «волшебная» мелодия).
Пират: А что вы видите?
Ответы детей. Пират указывает на карту.
Пират: Что это? Как вы думаете? Для чего нужна карта?
Предположения детей.
Пират: Куда же нам идти, как вы считаете?
Дети указывают по карте дорогу.
Пират: Нам нужно дойти до Соляного рифа.
Дети и пират идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде.
1 остановка. Соляной риф.
На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 — емкостью 1 л. На первом сосуде написано — соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.
Пират: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете?
Ответы детей.
Пират: А для чего нам нужно яйцо?
Предположения детей.
Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?
Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.
Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет).
Пират: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится?
Ответы детей. Проводится опыт.
Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.
После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в виде символов в мнемотаблицу.
Пират: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?
Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.
2 остановка. Мыс чистой воды.
Джек: Что у нас здесь?
Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.
Пират: Пить хочу!
Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).
Пират: Какую воду можно пить?
Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую).
Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?
Дети: Её можно очистить.
Пират: А как?
Ответы детей.
Воспитатель показывает активированный уголь.
Пират: Кто-нибудь знает, что это такое?
Предположения детей.
Пират: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?
Выслушиваются предположения детей.
Пират: Где же его можно взять?
Дети: В аптеке.
Пират: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.
Пират показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы.
Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода.
Пират: Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь.
Пират: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр.
На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы.
Пират: Идём дальше? Куда?
Дети указывают направление на карте.
Пират читает на карте название.
3остановка. Остров волшебных кувшинок.
Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову волшебных кувшинок».
Джек: Что же здесь нас ждёт?
Дети перечисляют всё, что видят на столе. (Кувшинки розовые, белые, индивидуальные тарелочки с водой для каждого ребенка).
Джек: Какие кувшинки для нас приготовил морской царь? А почему они закрытые? Как вы думаете?
Ответы детей.
Джек: Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили?
Ответы детей.
Джек: Точно, вы правы. У вас есть свои маленькие водоемы, давайте их опустим туда.
Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.
Джек: Это чудо! Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что вода проникает везде, в том числе и в листья кувшинки, питает, заставляя их раскрываться.
Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя Нептуна.
Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу.
Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к золоту!
В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.
Джек: Спасибо вам за помощь! Вам пора возвращаться в детский сад, а мне продолжать свое путешествие. А на память о себе, я подарю вам настоящий пиратский головной убор и золотые монеты.
Джек вручает детям подарки
Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!»
(Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова)
Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу.
Дети и воспитатель уходят.
|