Раннее и дошкольное детство является наиболее интенсивным периодом умственного развития, ребенок активно познает окружающий мир. Именно в эти годы закладываются основы познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.
Познавательное развитие ребенка – это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Таким образом, для познавательного развития необходима активная познавательная деятельность самого ребенка, его самостоятельность. В основе такой деятельности лежит потребность дошкольника в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем – как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес. При этом важно обеспечить развитие познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности.
А.Н. Поддьяков своих исследованиях основной причиной возникновения познавательной активности считает – неопределенность, непонятность объекта, явления, отношений и т.д. Таким образом, функция исследовательского поведения – преодоление неопределенности путем поиска, экспериментирования и обработки полученной информации.
Мотивом, побуждающим дошкольника к познавательной активности, является познавательный интерес. Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности познавательный интерес превращается в процесс познания и углубления содержания знаний.
К концу дошкольного возраста познавательный интерес приобретает осознанный характер, становится мотивом как учебной, так и самостоятельной познавательной деятельности.
По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения, интерес с материализованных действий переключается на сами знания; включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи проводит к активизации умственной деятельности.
В системе дошкольного образования и воспитания в последнее время большую популярность приобретает музейная педагогика.
Музейная педагогика – отрасль педагогической науки, научно-практическая деятельность, построенная на ее основе, ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Музейная педагогика в детском саду может осуществляться в нескольких направлениях: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея; организация музейного пространства в детском саду через организацию постоянных и временных выставок, мини-музея. Мини-музеи в группах детского сада позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Мини-музей в детском саду – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, в процессе которого дошкольники знакомятся с феноменами окружающего мира, приобщаются к системе общечеловеческих ценностей, к истории и развивают художественный вкус. Работа в мини-музее направлена на установление многообразных связей ребенка с миром культуры и формирование картины мира в плоскости «человек как субъект культуры».
Деятельность детей в пространстве мини-музея достаточно разнообразна: это могут быть и интерактивные экскурсии, проводимые по маршрутным листам, это и игровая деятельность, которую можно развернуть в пространстве музея с его экспонатами: игры-экспериментирования, театрализованные игры, элементы сюжетных игр. Это и различные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, конструирование; а также приобщение детей к литературе.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками, дети старших групп – проводить экскурсии для младших.
Каждый мини музей – это всегда проектная деятельность, всегда результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В практике детских садов чаще представлены мини-музеи художественно-эстетической и краеведческой направленности, в то время, как мини-музеи познавательной направленности проектируются реже. Однако по статистике, привлекательным для современных детей являются естественнонаучные, технические музеи, «действенные» по особенностям экспозиции и проводимым экскурсиям.
В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности в образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов дошкольников в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования.
Организация мини-музея в образовательном процессе играет важную роль – включает в себя разные виды детской деятельности, а значит способствует всестороннему развитию дошкольников. Мини-музей включает деятельность, направленную на поиск информации, решению проблемных ситуаций, отражает тематику музея в разных видах деятельности, а значит дает возможность ребенку узнать о том или ином явлении с разных сторон – обогащает способы познания. Наиболее привлекательной и целесообразной будет естественнонаучная направленность мини-музея. Именно естествознание способствует формированию целостной картины мира.
В заключении можно сделать вывод о том, что мини-музей естественнонаучной направленности, безусловно, способствует развитию познавательной активности дошкольников.
|