Акимова Варвара Васильевна. Мини музей в образовательном процессе ДОУ.

Мини музей в образовательном процессе ДОУ.

На сегодняшний день для педагогов остаётся актуальным вопрос поиска новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это шанс решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети, и родители сотрудники ДОУ. Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к общим историко-культурным ценностям. «Мини» означает, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. В раннем детстве ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире и начинает осознавать свою роль в нем. Знания и впечатления, заложенные именно в дошкольном возрасте, откладываются в памяти человека на всю жизнь, и определяют его систему ценностных ориентиров.

Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении было решено создать собственный музей родного края. Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Музейно-педагогическая образовательная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином образовательном пространстве [1, с.46]. Мини-музей в детском саду позволяет его воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также организации сюрпризных моментов в повседневной образовательной деятельности детей. Любой предмет мини-музея может служить основным предметом занятия по развитию речи, помочь ребенку сформировать умение постепенно рассказывать поэтапно описывая заданный предмет. В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Эта установка позволяет сформировать у ребёнка представление о музее, как о части окружающей его среды, как необходимой составляющей полноценного отношения человека к миру.

В рамках данной педагогической проблемы перед нами встали следующие задачи.

  1. Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
  2. — Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
  3. Приобщить детей к историко-культурным ценностям нашего народа.
  4. Сформировать у воспитанников чувства патриотизма, и гордости за свою страну и город.

Музей выступает как часть образовательного процесса: – является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; – способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; – помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Создание мини-музея — огромная работа, которая состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач.
  • Разработка дизайна расположения мини музея в детском саду.
  • Этап сбора экспонатов для экспозиции музея.
  • Разработка дидактических и интерактивных игр по теме истории родного края.
  • Разработка наглядного материала (альбомов, макетов)

При создании мини-музея необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Интеграции: Работая с экспонатами музея, педагог сможет познакомить с разными сферами деятельности человека.
  • Деятельности: Музей предоставляет возможность всем детям возможность пополнить его своими руками, например, создать и расписать глиняного петушка.
  • Культурособронности: Занятие с экспонатами музея способствуют приобщению воспитанников к мировой культуре общечеловеческих ценностей.
  • Гуманизации: Музей создает условия всестороннего развития ребенка.
  • Разнообразия: Экспонаты разнообразны, «Народная игрушка», «Предметы быта», «Дидактические игры» и т. д.
  • Экологичности: Все экспонаты экологичны и безвредны для здоровья детей.
  • Непрерывности: Мини-музей это часть образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной деятельности детей, отражает тематику занятий и экскурсий.

Исходя, из опыта создания мини-музея можно сказать, что эффективность работы зависит от того, насколько сильно тема истории родного края интегрирована в ежедневный образовательный процесс. Сбором и созданием экспонатов для мини-музея могут заниматься и дети, и родители, и педагоги. Важное место в работе мини-музея занимают, конечно, экскурсии. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея разнообразные. В настоящее время в нашем детском саду функционирует мини музей «Край мой Арзамасский». В его экспозицию вошли такие предметы — как русская печь, сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта — прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских народных костюмах и др. Посетив мини-музей, дети и родители познакомились с произведениями русского народного искусства, предметами быта, традициями, почетными гражданами, промыслами и современной промышленностью нашего города. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница наша», «Народные промыслы», «Традиции нашей земли», «Рождество Христово», «Бабушкины сказки». Создание мини-музея «Край мой Арзамасский» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия. Создание мини-музея в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наш мини-музей всегда открыт для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели. Наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Литература:

  • «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой,
  • Творческий центр, Москва, 2008. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  • Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.
  • Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.
  • Рыжова Н,А., Логинова Л. В., ДанюковаА. И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.
  • Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — №
  • Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.
Просмотров: 435
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Банникова Светлана Викторовна. Мини-музей в детском саду
  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Костова Марина Александровна. МИНИ-МУЗЕЙ КАК ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей 'Время'
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Смотр - конкурс Лучший мини - музей в ДОУ
  • Герасимова Марина Анатольевна. Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий»
  • Махринская Елена Сергеевна. Дидактическое многофункциональное пособие для педагогов, родителей дошкольных образовательных учреждений «Тактильный интерактивный мини музей»
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Елена Павлова. Мини-музей 'Космос'
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ МУЗЕЯ «ЧАСИКИ – ЧАСЫ» В ДЕТСКОМ САДУ
  • Водомерова Юлия. Педагогический проект мини — музей «Мы сказочники»
  • Никулина Александра Борисовна. Мини-Музей «Город Пермь: от А до Я»
  • Иванова Любовь Васильевна. Проект: «Мини-музей часов»
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей Поделки из бросового материала
  • Богословская Татьяна Ивановна. Мини-музей «Солнышко»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Мини-музей Казачества.
  • Людмила Анатольевна Панова. Создание мини-музея в условиях детского сада
  • Холодова Наталья Владимировна. Проект и мини-музей «Русский самовар и чаепитие на Руси»
  • Салаватова Светлана Мубаракзяновна. Мини- музей «Мягкая игрушка – моя подружка»
  • Васильева Наталья Борисовна. Путешествие в прошлое (мини-музей «Русская изба»)
  • Култышева Ольга Леонидовна. Проект «Мини – музей. В мире детских коллекций».
  • Гриценко Наталия Михайловна. Презентация - Мини-музей «Тигрята»
  • Ирина Витальевна Лоза. Презентация 'Мини-музей' Оригами



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь