ПРОЕКТ "Виртуальный мини - музей как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОО» Пояснительная записка Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:
Скачать конспект с фотографиями
· сотрудничество ДОО с музеями; · создание и использование мини-музеев в ДОО. Можно выделить ряд характерных отличий детского мини - музея от традиционного. 1. Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры. 2. Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. 3. Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ. Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей: · музейные встречи и праздники, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких где дети совместно с родителями изготавливают экспонаты); · ролевые экскурсии и игровые методы; · экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов); · разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира; · мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России. Выбор был остановлен на проекте «Виртуальный мини – музей «Олимпионики». Этот проект воплощает идею доступности информационного материала. Важно отметить, что данная форма возможна при соблюдении ряда требований: · наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой; · высокоскоростной Интернет; · доступность для посетителей. Открытие виртуального мини - музея содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития дошкольников. Список литературы. 1. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, №6. 2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, №2. 3. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет :музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. – СПб., 2010. 4. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. – М., 2010. 5. Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. – М., 2011. 6. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. – М., 2009. 7. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? – М., 2010.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Виртуальный мини - музей как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОО» Творческое название ВИРТУАЛЬНЫЙ МИНИ – МУЗЕЙ «ОЛИМПИОНИКИ» Актуальность Здоровье это то, что приносит нам счастье, радость, полноценную жизнь. Здоровый образ жизни – это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку. Это правильно организованное рациональное питание, использование движений и физических упражнений на воздухе, достаточная трудовая активность и конечно образцовое поведение взрослых. Новизна Информатизация образования определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Цель: создать совместно с родителями и детьми новое информационно-познавательное. Основные задачи: • повышение мотивации дошкольников к изучению истории Олимпийского движения; • знакомство с историей древнего и современного Олимпийского движения;
• привитие дошкольникам потребности в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса;
• совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы дошкольников, развитие их творческой инициативы;
• воспитание дошкольников в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами.
Для успешного решения поставленных задач создан актив музея, в него вошли воспитатели, родители, инструктор по физической культуре Виноградова Галина Викторовна.
Актив музея работает над пополнением фондов музея путем организации исследований; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике; проводит виртуальные экскурсии для воспитанников группы, родителей, сотрудников ДОУ; оказывает содействие воспитателям в использовании музейного архива в воспитательно - образовательном процессе.
Целеполагание
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Поэтому так важно сохранять преемственность в подходах к ребенку при организации условий его жизни, воспитания и обучения, осуществляемых семьей и ДОУ, привлекая родителей к новым формам работы, вовлекая их в педагогический процесс, родители получают новые знания и используют их в воспитательном процессе.
Сначала было задумано: оформление тематических выставок, газет, демонстрации достижений воспитанников и сотрудников дошкольного учреждения.
Но, увидев неподдельный интерес детей, родителей к этой информации был создан виртуальный мини - музей, где транслируется семейный опыт, традиции семейного воспитания, собирается и размещается информация для нравственного воспитания дошкольников: о достижениях в области физической культуры и спорта, спортивной и олимпийской символике, о России и нашей малой Родине - любимом городе Североморске.
Виртуальный мини - музей «Олимпионики» - это проект, над которым работает весь коллектив нашей группы. Это совокупность работ, созданных с использованием информационных технологий.
Поэтому данный проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного воспитательно - образовательного процесса.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование виртуального мини-музея: «ОЛИМПИОНИКИ»
Профиль музея: информационно-познавательный.
В основу создания музея положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
• принцип научности;
• принцип предметности;
• коммуникативно-информационный принцип;
• принцип концентричности.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей в области сохранения собственного здоровья.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная. Музей строится на следующих основополагающих принципах: - служит своим творцам: те, кто создают этот музей (педагоги, родители, воспитанники), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория); - интегрирован в воспитательно - образовательный процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• Анкетирование родителей «Как приобщить семью к здоровому образу жизни?».
• Опрос детей по теме: «Что они знают об Олимпийских играх».
• Систематизация полученных знаний.
• Определение логотипа и названия музея.
• Выбор экспозиций и места для их размещения.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
• Сбор информационного материала.
• Индивидуальная работа с воспитанниками.
• Совместная работа с родителями по созданию медиаэкспонатов мини - музея.
• Совместная работа с выпускниками группы по созданию медиаэкспонатов мини - музея.
Оформление мини-музея.
1. Разработка модели: какие мини - музей будет содержать экспозиции: «От истории Олимпийских игр до современности», «Эстафета олимпийского огня», «Игры - викторины», «От детского сада до Олимпиады».
2. Определить содержание экспозиции:
- страницы электронных книг;
- презентации;
-экскурсии - путеводители, консультации, рассказы, истории с аудиокомменариями;
- фотоприложения.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• Презентация – открытие мини - музея на родительском клубе «Содружество».
• Презентация музея на презентации – открытии интерактивного музея спорта ДОУ.
• Выставка медиаэкспонатов мини - музея - проведение виртуальных экскурсий в мини - музее для других воспитанников ДОУ.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор видеотеки, аудиотеки - коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о человеке, различных видах спорта, песен о спорте и Олимпийских играх.
- Создание презентации «От детского сада к Олимпиаде».
- Сделать фотоальбом «Как я готовился к проведению медиаэкскурсии».
- Расширить содержание мини - музея, сделать его мини - музеем ДОО.
-Публикация педагогического опыта работы в рамках проекта в электронных СМИ различных Интернет – педсообществ.
- Наладить взаимодействие в сети Интернет с подобными мини - музеями.
Таким образом, виртуальная музейная форма представления материала способствует образному познанию, формирует социальную установку, делает жизнь всех участников воспитательно - образовательного процесса (воспитанников, родителей и воспитателей и специалистов ДОО) более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанников, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.
|