Автор: Бубникова Л.А.
Проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить
духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.
Скачать конспект
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать мини-музей «Русская изба». Создание мини-музея направлено на пробуждение у детей чувства причастности к наследию прошлого.
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для
практики дошкольного образования. Однако введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий,
заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов приводит к тому, что эти понятия не востребуются детьми в самостоятельной
деятельности.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что
пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой
планете Земля!
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их
радовало, а что тревожило?
Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть
успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному
воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе
воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,
как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам
яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России
невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует
его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на
привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством,
развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому
учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,
дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности
обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея
«Русская изба».
Постановка проблемы:
«Детские проблемы»:
- воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей.
- у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода;
- недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа
рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.
«Педагогические проблемы»:
- педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры — педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад;
- окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре
Цель создания мини-музея «Русская изба»
- Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовнонравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- Познакомить детей с устройством русской избы.
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Познакомить с традициями русского народа.
- Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами.
- Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).
- Знакомство с русскими народными хороводными играми.
- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Проблемы:
- Недостаток подлинных экспонатов народного быта и нехватка места для их размещения в групповом помещении.
- Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна и не решает поставленных перед ним задач.
Гипотеза:
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Методы исследования:
Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках самостоятельной
деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях
План работы по созданию мини-музея.
I Этап (подготовительный):
1. Изучение литературы по данной теме;
составление перспективно – тематического плана;
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и
направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Диагностика детей о русской культуре.
4. Обогащение развивающей среды.
Материальное:
1. Создание в группе мини-музея «Русская изба»:
стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д.
(посуда);
коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);
домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан,
лапти).
2. Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки,
прибаутки и т. д.).
Научно-методическое:
- Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций.
- Создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая
хохлома», «Синь России», «Дымковские и Филимоновские игрушки»,
«Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники»,
«Персонажи русских сказок».
3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее».
4. Изготовление альбома «Декоративно-прикладное искусство».
II Этап (основной):
1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных
игр, развлечений.
2. Чтение русско-народных сказок.
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.
5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво –
дивное».
6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку
«Ай, да умельцы!»
III Этап (заключительный):
- Диагностика полученных знаний детей.
- Анализ полученных данных.
- Презентация мини-музея «Русская изба».
- Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица».
- Выставка поделок «Ай, да умельцы!».
Работа с родителями:
Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями –
без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных
результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили
экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки.
Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы.
Принесли вышитые салфетки, сшили для куклы русский национальный
костюм.
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно,
чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных
воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними
организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая
совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и
возможности своего ребенка.
Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний
уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают
сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений:
используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки,
образные выражения, знают народные приметы, умеют делать
соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и
умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют
представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и
внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают
об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма.
Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них
играют.
Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры». Ее анализ показал, что большинство
родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной
культурой.
Определение перспектив в дальнейшей работе:
Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к
истокам русской народной культуры.
Мы планируем обогащение развивающей предметно-пространственной
среды на участке нашей группы. Мы хотим разбить грядки для овощных
культур, сделать забор в виде плетня, изготовить макет мельницы и колодца.
Родители хотят сделать вместе с детьми и поставить возле грядок пугало.
В новом учебном году мы продолжим дополнять мини-музей новыми
экспонатами. Мы хотим сделать коромысло, расписать ведра под хохлому,
установить рукомойник.
Мы планируем создание видеороликов на темы: «Как в старину ткали
половицы», «Зачем в избе русская печь».
Для мальчиков мы собираемся разработать интерактивный сундучок «Дело
мастера боится». Он представляет собой фанерный ящичек, в котором будут
храниться дидактические игры, такие как «Четвертый лишний», «Ремесла на
Руси», «Что изменилось». Также для мальчиков мы хотим приобрести два
конструктора из дерева «Изба» и «Колодец», с помощью элементов которых
можно построить миниатюрные модели.
Для девочек мы сделаем сундучок, который поставим в мини-музей и
назовем его «Сундучок красной девицы». Данное пособие предназначено для
изучения русского народного костюма, а одежду в старину хранили в
сундуках. Сундучок мы хотим расписать под городецкую роспись; также в
сундуке будут лежать раскраски, книги и журналы о русском национальном
костюме. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются
ткани, ленты, кружево, шитье, бусины, шнуровки.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной
культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный
процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем,
предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями,
играми и фольклором.
Для того, чтобы этот процесс стал эффективнее, нами, воспитателями, был
разработан проект «Старину мы помним, старину мы чтим», целью которого
было создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры через организацию мини-музея
«Русская изба».
В ходе осуществления данного проекта была создана обстановка, которая
средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый
комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию
представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей
происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка
уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию
коммуникативных навыков.
Реализация проекта позволила повысить интерес дошкольников к занятиям,
изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок
получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр,
выполнении творческих заданий. Большой интерес к проекту проявили
родители. Они помогли обогащению развивающей предметнопространственной среды. А педагоги нашего детского сада не только дали
положительный отзыв о проделанной нами работе, но и сами с интересом
участвовали в реализации проекта.
|