Составили
- Зенкевич Елена Владимировна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 2122
- Квасюк Ирина Мирославовна Методист ГБОУ Школа № 2122
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Скачать конспект
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.
Актуальность
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры предполагается работа по следующим направлениям:
- Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они — часть великого русского народа.
- Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Особое место отводится песням. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.
- Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- Знакомство с народными играми. В которых ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Тип проекта: Среднесрочный, педагогический
Участники проекта: дети подготовительных группы, педагоги, родители.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности и творчества.
Задачи:
- Раскрыть творческие способности детей и взрослых;
- Создать условия для продуктивной деятельности и привлечь к ней детей и взрослых;
- Познакомить детей с русскими народными традициями, обрядами, музыкой, фольклором, играми;
- Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря;
- Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым как важнейшим достоянием;
- Способствовать формированию чувства любви к родной земле, патриотизма, гордости за свое Отечество, уважения к традициям своего народа и людям труда (народным умельцам).
Методы реализации проекта:
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр
- наблюдение
- чтение педагогом художественной литературы
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем
- рассказы детей о своих впечатлениях
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, словесные игры и др.)
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
- изготовление с детьми наглядных пособий, атрибутов к играм.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети получат знания об особенностях народной культуры. В процессе усвоения знаний формируются умения и навыки ребенка. Происходит осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших значимость для современного человека. Дети учатся уважать труд, с гордостью относиться к прошлому своего народа, понимают, как искусство может проникать в быт, украшать среду обитания. Знают основные российские промыслы.
Этапы работы над проектом:
Этапы работы
|
Месяц
|
Мероприятие
|
- Подготовительный
|
январь
|
Определение целей и задач проекта, состава участников, составление тематического плана.
Изучение литературы, отбор материала (книги, костюмы, игрушки, музыкальный репертуар и инструменты).
Индивидуальные и групповые консультации со взрослыми.
|
- Основной (реализация проекта)
|
февраль
|
Беседы с детьми о народной культуре, промыслах, русских народных костюмах, музыкальных инструментах, фольклоре, играх.
Оформление фотоальбомов, музея «Русская изба», материалов для оформления групп, холлов ОП и музыкального зала.
|
- Заключительный
|
март
|
Образовательное событие «Весенняя ярмарка»
|
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
3. Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка!: музей в детском саду: программа: методические рекомендации: примерные сценарии тематического общения с детьми 3-7 лет/ И.И. Наседкина, Р.М. Абрамова. - М.: Вентана-Граф, 2016.
4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/авт. – сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
|