Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
Маценко Марина Федоровна, воспитатель МБДОУ д/с27, г.Балашиха, Московской области
«…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
М.И. Калинина
Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества и культуры.
Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной культуры. И начинать это надо с раннего возраста.
Традиции утрачены не только системой образования, но и институт семьи перестал быть хранителем духовных и нравственных традиций народа. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо не навязывая помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по приобщению детей к русской народной культуре.
Использование педагогами и родителями метода проекта содействует развитию духовно-нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Приобщение детей к традициям русского народа, сформирует представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» знакомство с народной культурой нашло свое достойное место.
Почему?
- Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.
- Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали своим детям.
- Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь и умножать природу.
- Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские, а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.
- Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего патриотизма.
- Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми, исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память, мышление.
В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать детей. Мы решили свою работу по приобщению дошкольников к русской национальной культуре строить в соответствии с народным календарем. Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники, народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая, «Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние праздники и обряды), «Масленица» — проводы зимы, «Веснянка» — встреча весны, «Троица» — праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.
Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь вечна и прекрасна. Разучивая с детьми заклички, объясняем, что русский народ верил во всемогущие силы природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае, благополучии, обещая честно и упорно трудиться. Все это помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе, учит понимать смысл народных поговорок и пословиц.
Метод проектов позволяет погружаться в определенную тему, открывая возможность практического действия и получения жизненного опыта в соответствии с детскими интересами и потребностями. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного проекта.
Результаты нашей работы по приобщению детей к традициям и обычаям своего народа, показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, они с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. И самое главное, у них появился устойчивый интерес к традициям и обычаям своего народа.
Творческо-познавательный проект.
Название проекта: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Вид проекта: среднесрочный (три недели), групповой, познавательный, творческий
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Воспитатели: Маценко М.Ф. Новикова Н.П.
- Родители.
- Учитель-логопед группы Культяева С.С.
- Инструктор по физической культуре Копытова О.А.
Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация.
Актуальность проблемы:
Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине является пробуждение интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.
Большое народное гулянье в конце зимы является одним из самых радостных и светлых праздников на Руси – Масленица. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло.
Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
Так важно своевременно познакомить детей с историей возникновения праздника, старинными обрядами и традициями народа. Включаясь в деятельность, дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, заклички, пословицы и поговорки, сказки, пляски, народные игры. В захватывающей игровой деятельности происходит усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными и близкими.
Этапы работы над проектом.
- этап. Разработка проекта: Постановка цели, задач.
- этап. Подготовительный: Создание условий для реализации проекта, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
- этап. Практический: Реализация проекта.
- этап. Заключительный: Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
- этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
- этап. Разработка проекта:
Цель проекта: Формирование у детей интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа на основе старинного обрядового праздника «Масленица».
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей возникновения старинного обрядового праздника «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
- Расширять художественно-творческую деятельность детей путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
- Воспитывать уважение к своему народу, народным традициям, любовь к Родине.
- этап. Подготовительный:
- Довести до участников проекта важность данной темы.
- Создать условия для формирования интереса к старинному обрядовому празднику «Масленица».
- Составить план совместных действий, выбрать активную и посильную задачу для каждого участника проекта.
- Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме; стихи, частушки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар.
- Подобрать материал для игровой и познавательной деятельности.
- Привлечь родителей к участию в праздничном конкурсе на лучший рецепт блинов.
- Составить план мероприятий.
Предполагаемые результаты:
- Дети познакомятся с историей возникновения праздника, узнают, о том, как встречали весну на Руси, разучат стихи, пословицы, заклички, народные игры.
- В процессе продуктивной деятельности своими руками выполнят поделки, аппликации, необходимые атрибуты к празднику.
- Родители примут активное участие в реализации проекта, что будет способствовать радостной атмосфере от совместной деятельности.
- этап. Практический:
Реализация проекта по плану мероприятия.
4. этап. Заключительный:
Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети узнали, что на Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну встречают несколько раз.
Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица.
Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждут прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба. Проводят обряд отпускания птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Ласточка – ключница, Вылети с Заморья, Вынеси ключи, Отомкни летечко.
Отомкни летечко, Замкни зимушку. Лето теплое, Зима холодная.
Кулик из заморья, Лети, лети до моря, Неси, неси по воле Весну в подоле.
В ходе продуктивной деятельности дети с большим интересов делали поделки из ткани «Мини – чучело Масленицы». А также много положительных эмоций у детей и взрослых вызвала коллективная аппликация из ладошек «Солнышко».
Дети разучили и с удовольствием играют в русские народные игры: «Горелки», «Карусель», «Пройди в ворота», «Молчанка», «Салки».
Ребята уверенно рассказывают стихи, пословицы о Масленице, отгадывают загадки о солнце, весне и блинах, поют заклички. Умеют различать и называть традиционные обряды народного гуляния, что свидетельствует о формировании устойчивого интереса к национальной культуре. Буря положительных эмоций
возникла во время участия в музыкальном празднике и во время проведения игр эстафет, «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Штурм горы», участвовали все и дети, и взрослые.
С большим интересом в проекте принимали участие родители воспитанников, благодаря их совместным усилиям состоялся замечательный конкурс: «Самый вкусный рецепт блинов».
Многогранная деятельность во время проекта была захватывающей для всех её участников, и самое главное способствовала развитию интереса у детей к традициям и обычаям своего народа, а также взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.
5 этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Наша задача, как педагогов – показать родителям необходимость привития интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа. Что-то должно быть в жизни особенным, этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, в них заключается огромный потенциал для физического развития детей. Вслушайтесь в названия игр «Золотые ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы сразу поймёте их содержательность, возможность привлечь детское внимание и передать историю и культуру русского народа, возможность двигательной активности.
Завершая проект, можно с уверенностью сказать, что нам удалось создать в детском коллективе атмосферу радости и желания совместного творчества. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других, у них расширились представления о народных традициях, обрядах, значении праздника «Масленица». Словарный запас обогатился пословицами, закличками, загадками. Они познакомились с картинами Б.И. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Разучили стихи, частушки, народные хороводные игры. Участвовали в соревнованиях – эстафетах, проявили свои творческие способности при создании поделок «Мини-чучел Масленицы», и создании коллективной работы «Солнышко».
Логическим завершением нашего проекта стало участие детей в празднике «Масленица», который был организован для всего детского сада.
Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Литература:
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
- КомароваТ. С., ЗацепинаИ. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
- КупринаЛ. С., О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» — изд. «Детство-Пресс» 1999г.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
- «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» — Москва «Современник» — 1991г.
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2011.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
|