Конкурс педагогических проектов «Я — часть России» в номинации «Народное творчество»
Подготовили: воспитатели второй младшей группы «Зайчонок» МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» г. Новосибирск: Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна;
Проект краткосрочный, групповой, творческий.
Краткая аннотация проекта:
Реализация нашего проекта должна помочь приобщению детей младшего и среднего дошкольного возраста к родной культуре через песни, потешки, игры, хороводы, декоративно-прикладное искусство, сказки и театрализованную деятельность. Для творческого развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, которая создаёт условия для эстетического развития детей и поэтапного освоения детьми различных видов искусств. Инсценировка сказки со знакомыми героями на новый лад — интеграция различных видов образовательной деятельности, как обобщающий этап воспитания у детей интереса к самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Скачать конспект
Актуальность темы:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В. А.
Сейчас, в век новых технологий, в нашей стране происходят важные преобразования в общественной и экономической жизни, её информатизация, поэтому наступает время людей инициативных, которые способны мыслить нестандартно, создавать новинки продуктивной деятельности. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала, потому что в этом возрасте дети любознательны, с удовольствием познают окружающий мир. Именно поэтому проблема развития творческих способностей детей-дошкольников занимает особое место. В этом возрасте для их развития необходима продуктивная деятельность, которая наряду с игровой деятельностью является ведущей. Это отражено и в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Пожалуй, самым важным из средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Здесь обобщены представления о красоте, эстетике, о мудрости народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку.
Вместе с этим, наиболее эффективным средством развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры, драматизация. Активно развивается интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают возможности приобщения ребёнка к книжной культуре через инсценировку любимых сказок, стихов. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, позволяют детям думать. В процессе театрализованной игры совершенствуется и развитие речи, развивается эмоциональная сфера ребёнка, формируется опыт социальных навыков поведения, помогает решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Постановка проблемы:
Каждый ребенок, с любым уровнем развития должен не только видеть прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, как в совместной деятельности с родителями, воспитателями, так и самостоятельно создавать продукты творчества.
Дошкольный возраст детей — наиболее благоприятен к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества многократно возрастает, если ознакомление с ним будет осуществляться на основе собственной деятельности. При этом ребёнок должен научиться преобразовывать, использовать игры, сказки, пословицы в повседневной жизни; применять образы любимых героев в игре, усовершенствуя их, развивая фантазию и творческое мышление. Сказочные ситуации и поведение героев дети проецируют на реальную действительность. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с выразительным устным народным творчеством, красотой и искусностью народного мастерства, с родной культурой, родной речью и сказками через разнообразную творческую деятельность, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России. И смогут их приумножать, благодаря своим талантам, которыми всегда высоко ценились во всём мире.
Цель проекта:
Обогащение знания о русской национальной культуре на основе интегрирования различных видов образовательной деятельности:
- Расширять представления детей о народной игрушке и народных промыслах;
- Воспитание любви к устному народному творчеству для формирования и обогащения словаря;
- Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности;
- Обучение детей драматизировать русские народные сказки, умение имитировать движения животных, подражать их голосам, импровизировать;
- Умение оценивать поступки героев, характеризовать их, понимать смысл произведения;
Задачи проекта:
В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой мы поставили и решали следующие задачи:
- Создать поэтапную систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через художественно-продуктивную и творческую деятельность;
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми и развития художественно-творческих способностей;
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, традициям, обрядам, к народным играм, сказкам и т. д.
- Использовать фольклор (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с русскими народными календарными праздниками, их обычаями и традициями (Рождество, Масленица);
- Создание развивающей среды в группе для приобщения детей к национальной культуре русского народа;
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Поставленные задачи могут реализоваться через:
- Организованную образовательную деятельность группой, подгруппами и индивидуально; в режимных моментах и на прогулке, так и в рамках досуговой деятельности.
Предварительная работа:
- подбор и изучение методической литературы по теме
- подбор художественных материалов для изучения с детьми
- посещение воспитателем Рагулиной О.А. празднования Масленицы на Алтае и иллюстрированный фотоотчёт для детей о народных традициях праздника
-изготовление ширмы для театра силами семьи воспитателя Князевой Н.А.
-изготовление лоскутных ковриков для декорации спектакля «Три медведя» Рагулиной О.А.:
- участие детей в праздновании Масленницы с блинами, Рождественских колядок в детском саду
В группе есть центр ряженья, который активно используется детьми и педагогами для различных видов образовательной деятельности, активно используется богатая библиотека с художественной литературой с иллюстрациями, где представлены много сказок, потешек, стихов, загадок и аудиоматериалов.
План реализации проекта:
Весь проект реализуется поэтапно. Этапы реализации проекта:
Основные формы работы с детьми:
I. Непосредственно образовательная деятельность:
1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством (иллюстрации и игрушки народных мастеров)» — в формате ярмарки;
- «Матрёшки-сестрички» -наглядно-дидактический материал;
- «Русские народные инструменты» — с музыкальным аккомпанементом в аудиозаписи;
- Сказка «Три медведя» в обработке Л. Толстого – чтение с рассматриванием иллюстраций;
- «Русская красавица» (беседа с рассматриванием картин о русском народном костюме — сарафане);
- «Моя книжка-малышка» презентация детьми своих самодельных книжек.
2. Художественное творчество детей:
Рисование на темы:
- «Филимоновские игрушка — коровка» — раскрашивание силуэта восковыми мелками в традиционной технике;
- «Русская матрёшка» — рисование гуашью;
- «У самовара…» — раскраска сюжетной картинки с элементами аппликации;
- «Колобок на окошке» — рисование иллюстрации к сказки с элементами декоративного оформления;
Лепка на темы:
- «Бабушка и дедушка из сказки» — с использованием декоративных материалов;
Аппликация на темы:
- «Оденем Матрёшку» (аппликация из ткани в лоскутной технике));
- «Три медведя» из окрашенных детьми картонных трубочек с оформлением;
- «Бублики-баранки» как дополнение ранее раскрашенной композиции «У самовара…».
II. Проведение праздников и развлечений:
- «Фольклорный праздник в группе – костюмированное развлечение для детей»;
- «Широкая масленица» в детском саду с блинами.
III. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Наряди матрёшку»;
- Дидактические игры с музыкальными инструментами «Угадай что звучит»;
- «Составь узор на платке для Матрёшки»;
- Собери картинку из паззлов по сказке;
- костюмированная игра — «Русский народный костюм»;
Подвижные народные игры:
- Разучивание народных хороводных и других игр под музыку (народные инструментальные песни и наигрыши в авторском исполнении на диске) «У Маланьи», «Карусели», «Гуси-лебеди». Зайка серенький…» и др.;
Игры-драматизации:
- Прослушивание аудиозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя»;
- Показ разных видов театра (настольный, пальчиковый, плоскостной, кукольный): «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка»; «Колобок», «Петух и лиса»;
- Рассказывание сказки с детьми с имитацией действий;
- Упражнение «Изобрази героя сказки»;
- Инсценировки фрагментов сказок «Маша и медведь», «Три медведя» по ролям с детьми с использованием атрибутики (платки, маски, головные уборы, корзинка и т.д.);
- Импровизированные игры-инсценировки с игрушками для совместной с воспитателем и самостоятельной речевой деятельности детей.
IV. Знакомство с художественной литературой:
- Знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками, загадками), повторение в режимных моментах для запоминания;
- Прочтение детям русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «У страха глаза велики» и др. с обсуждением характера героев, чему учит сказка и т.д.;
- Прослушивание перед сном колыбельных в записи и в живом исполнении: «Котенька-коток», «Серенькая кошечка…» и др.;
- Рассказывание русской народной сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» с помощью метода моделирования для усвоения последовательности действия персонажей и выделением их характерных признаков (по методике О.С. Ушаковой по программе «Тропинки»);
- Фигурные пальчиковые игры по мотивом потешек;
- рассматривание иллюстраций Васнецова и других художников к сказкам;
Выставки детских работ в приёмной группы:
- «Умелые руки не знают скуки» — детско-родительские работы;
«У самовара» — детские композиции в русском народном стиле, выполненные на тематических занятиях;
Система работы с родителями:
Консультации для родителей по теме:
«Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», «Русская народная игрушка»;
- Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
- Работа с родителями по изготовлению костюмов и атрибутики, сбора декораций для спектакля при подготовке к инсценировке сказки;
- Изготовление книжек-малышек — совместная работа родителей с детьми;
- Проведение совместной выставки «Книжка – малышка».
Заключительный этап проекта: составление сценария и инсценировка сказки «Три медведя на новый лад» по мотивам сказок, в котором участвуют все дети группы. Показ спектакля планируется в апреле 2019 г. на театральной неделе в детском саду. В спектакле задействованы все дети группы – как участники и активные зрители.
Действующие лица и исполнители: Бабушка, Дедушка, они же и Рассказчики — воспитатели группы № 9, Маша, Братья Ежи, Зайка, Лиса, Медведь Михаил Иванович,, Медведица Настасья Петровна, Медвежонок Мишутка; подружки Маши — девочки группы;, птички- воробышки – мальчики группы
К работе над сценарием привлекались для консультаций логопед и музыкальный работник.
Ожидаемые общие результаты и социальный эффект:
Для детей:
- Знать и рассказывать потешки, песенки, колыбельные, загадки
- Научиться играть в русские народные игры
- Обыгрывать потешки и русские народные сказки
- Получить знания о русских народных музыкальных инструментах
- Получить знания о традиционных русских костюмах
- дети должны научиться играть различными видами театров
- Формировать умение передавать характер персонажа через интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации, раскрывая творческие способности детей в театральной деятельности
- Развитие психологических процессов у детей (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии)
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным)
- Сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
Для родителей:
- Понять и изучить роль фольклора в развитии детей
-Создавать условия и способствовать творческому развитию детей.
Для воспитателей:
- Обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве
-Создание и пополнение театрального уголка, дальнейшее развитие и расширение темы проекта.
Итоги проекта:
- У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.
- Театральный уголок обновляется и преобразуется с Центр театра.
- В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и кукольного, так же с использованием масок и костюмов ряженья.
Продуктами проектной деятельности являются:
- Инсценировка сказки «Три медведя на новый лад». В сценарии мы постарались объединить как мозаику все составляющие её части русской народной культуры: участие персонажей русских сказок, с фольклорными формами, использованы декорации и элементы народных костюмов, посуды, подобрана соответствующая музыка, использованы загадки, стихи, русские народные плясовые элементы, народный юмор.
- Книжки-малышки по теме русских сказок, загадок и пословиц.
- Дополнение предметно-развивающей среды в группе и создание обновлённого Центра театра.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать развивать творческие способности детей в разнообразных сферах деятельности (в песенно-музыкальном, театральном, литературном, декоративно-прикладном, и других видах творчества) на основе интегрированного воспитания и полихудожественного развития личности.
Воспитывать у детей умение активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Обязательно учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка и его возможность усвоить и творчески преобразовать полученный материал. Что поможет развивать уже с младшего дошкольного возраста креативность, инициативность мышления. В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь его раскрывать.
Есть идея организации в группе силами родителей, воспитателей, детей интерактивных выставок и мини-музеев с периодической сменой экспозиции, в виде краткосрочных проектов (например, Музей старинного быта, Интерьер русской избы, горницы, выставка элементов народного костюма в рисунке и аппликации, центр театра и сказок и т.д.).
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и мудрости предков — поможет нам воспитать человека гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Литература;
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL: https: //rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз-дидактика. 2007. – 144 с.
- Лыкова И.А. учебно-методическое пособие Изобразительная деятельность в детском саду, вторая младшая группа М.: Цветной мир. 2014. – 145 с.
- Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду Ярославль.: Академия развития. 2011. – 128 с.
- Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. М. Цветной мир. 2012. – 144 с.
- Ушакова О.С. Речевое развитие детей 3-7 лет: методическое пособие. «Тропинки» — М. Вентана-Граф. 2018. – 480 с.
- Как во нашем дому. /Учебно-методическое пособие/ сост. Н.А. Овсянникова. РИФ-Новосибирск. 2006. – 160 с.
- Большая книга для маленьких: Сборник сказок, потешек, стихотворений и рассказов для детей дошкольного возраста/Сост. Э.Г. Падерина, А.И. Плитченко, В.Ф, Сурель. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. С.
- Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. /Ежемесячный методический журнал Дошкольное воспитание 1/1989.
- Музыкальный диск с записью детских фольклорных произведений в авторском исполнении «Как во нашем дому…» Приложение к учебно-методическому пособию.
Приложение: фотопрезентация к проекту; книжки-малышки; детские художественно-творческие работы.
|