Цели: продолжать знакомить детей с историей русского народа; развивать познавательный интерес к обитателям мини- музея, к предметам быта, их значением для человека. Приобщать детей к народному творчеству через загадки, потешки, пословицы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок. Обсуждение приглашения детей посетить мини- музей «Изба».
Ход занятия
Ребята, помните, мы с вами получили приглашение посетить мини- музей «Изба». Сегодня нам предстоит экскурсия. Очень важно пойти туда с хорошим настроением.
(проводится упражнение «Подари улыбку»)
Звучит спокойная музыка, которая дает детям положительный, эмоциональный настрой. Дети держатся за руки, улыбаются друг другу и говорят добрые слова по кругу.
Воспитатель: Я вижу, что вы готовы и нам пора отправляться в путь в группу «Теремок», ведь именно там находится этот музей.
(взрослый или ребенок обращается к хозяевам)
- Кто в теремочке живет? - Кто в невысоком живет?
Выходит домовенок Кузя. Это может быть переодетый взрослый или ребенок, если занятие подготовлено заранее, или можно внести для сюрпризного момента куклу-мальчика.
Кузя: Здравствуйте, люди добрые. Заходите гости дорогие. Мы вас давно поджидаем.
Дружным, любознательным, Добрым и старательным, Путь сюда всегда открыт!
(дети заходят и оказываются в сказочной обстановке)
Дом со всех сторон открыт, Красной крышею он крыт. Заходи в красивый дом, Чудеса увидишь в нем.
Воспитатель обращается сначала к детям, а потом к Кузе:
Посмотрите как здесь красиво. Видно здесь живут очень добрые и веселые жильцы. Ребята, а вы знаете кто это?
Кузя: А я сейчас вам загадаю загадку и вы узнаете кто я. Вы меня видели в мультфильмах.
Маленький хлопчик за печкою жил, С ребятишками дружил Он хозяйке помогал, Всех гостей он развлекал Он за печкою сидит Иногда слегка ворчит.
Ну, догадались кто я?
Дети: Ты домовой. Ты Кузя.
Кузя: Я еще молодой и меня дети зовут домовенок. Я ведь недавно появился здесь, а раньше я жил у Бабуси- Ягуси. Мне здесь очень нравится и ребята со мной играют, и не обижают. У нас в избе много старинных вещей.
Воспитатель: Кузя, нашим ребяткам тоже интересно посмотреть на эти вещи и узнать про них.
Кузя: Я вам все покажу, все расскажу, но в загадках.
Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? Приготовьте ушки, глазки. Загадаю вам загадки.
Воспитатель: Очень хорошо Кузя, только я предлагаю отгадки совместить с игрой.
Как для вас, мои друзья Наварила, напекла Девяносто два блина, Два корыта киселя, Пятьдесят пирогов- не найти едоков! Что это?
(Печь)
Проводится «Игра с бубном»
Ход игры: Дети передают бубен из рук в руки, а взрослый произносит считалку:
Ты катись, веселый бубен, Быстро, быстро по рукам У кого веселый бубен Тот отгадку скажет нам.
Ребенок, на котором закончилась считалка, отгадывает загадку, рядом стоящие дети помогают. Игра повторяется после каждой загадки.
Кузя: Молодцы ребята, отгадали загадку. Это печь. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
В русской пословице сказано: «Когда в печи жарко – тогда и варко».
Воспитатель: Ребята давайте повторим эту пословицу, а Кузю научим новой потешке.
(хоровые и индивидуальные повторения на закрепление)
Ребенок: Ой ты, печка- сударыня,
Помоги нам, боярыня: Ты свари, испеки, Обогрей, освети, Полечи и спаси, В дом богатство принеси.
Кузя: Молодцы я запомнил. А теперь слушайте другую загадку.
Ярко блестит мой мундир, На столе я командир. Знают чашки, чайник: Я- большой начальник. (самовар).
Посмотрите, какой он пузатый тульский самовар, его сделали тульские мастера. При помощи углей и сапога в нем кипятили воду для чая.
Сверху дыра и снизу дыра, А в середине – огонь и вода.
Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывали красивой скатертью, а самовар ставили в центр. Самовар стал символом домашнего уюта, мира в семье. Правда, сегодня воду греет не уголь, а электричество.
Кузя: Ну вот ребятки, на сегодня у меня для вас закончились загадки. Вы ко мне в гости еще приходите, я для вас новые загадки припасу. А сейчас я приглашаю попить чай из самовара.
Воспитатель: Кузя, большое тебе спасибо. Ты сегодня был настоящим экскурсоводом. Ребята много узнали нового и мы обязательно для тебя нарисуем в группе отгадки.
Кузя: Я буду ждать.
(Выходит с самоваром).
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу! Самовар в руках несу, прибауточки пою. Эх, чай, чай, чай- Уж ты кумушка, встречай, Пирогами угощай!
Приглашает детей к столу. Устраивается чаепитие.
Республика Башкортостан
МДОУ Детский сад №139 г.Уфа
Воспитатель высшей категории Гаврилова Ирина Геннадьевна
|