Корнеева Анна Николаевна. Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»

Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»

Задачи:

  1. Познакомить детей с самоваром, с особенностями его строения; учить детей сравнивать строение самовара и чайника. Рассмотреть особенности жарового самовара и электрического.
  2. Развивать мышление, воображение, память детей; учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Формировать уважительное отношение к истории Карелии, ее наследию и традициям; развивать познавательный интерес к исследовательской работе, к «изучению» старины.

Предварительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», прослушивание аудиозаписей «Пых-пых», «Самовар-самоварище», создание выставки экспозиций русских художников по теме «Традиции русского чаепития»

 

Скачать конспект

Оборудование: разрезные картинки «Самовар», «Чайник»; экспонаты музейно-образовательного пространства «Крестьянская изба» -самовар жаровой, самовар электрический, самовар-сувенир.; электрический чайник; набор посуды для чаепития-самовар электрический, набор чашек с блюдцами по количеству.

Ход:

Хозяйка проходит в группу, кланяется по-карельски.

Хозяйка: Пришла я к вам сегодня со своим заветным сундучком. Давайте, заглянем внутрь? (в сундучке лежат разрезные картинки двух цветов).

-Выбирайте себе понравившийся. Образуются две группы воспитанников. Подхожу к одной и задаю вопрос:

-Переверните картинку, посмотрите на изображение. Как вы думаете, что можно сделать с вашими картинками? (ответы детей: собрать общую картинку, должна получиться картинка и т.п.). Воспитанники приступают к выполнению задания. Аналогично провожу работу со второй подгруппой. Периодически, по ходу выполения подхожу к воспитанникам, наблюдая за ходом выполнения.

Смотрим результаты работы. Получаются изображения самовара и чайника.

-Что вы можете сказать о полученных картинках? Ответы детей.

-Как вы думаете, что из представленных предметов появилось раньше-чайник или самовар? (ответы детей)

-Чайник появился задолго до самовара. Что такое чайник? Для чего он нужен в хозяйстве? (ответы детей: греть воду. пить чай)

Раскрываю стол, на котором размещены чайники-электрический, металлический со свистком, заварочный. Совместно с детьми беседуем о чайниках.

- чайник придумали в Китае для того, чтобы в нем заваривать листья чая. Откуда и название: «чайник». Первые чайнички были совсем маленькие, с ладошку. Сделаны они были из глины. Это-заварочные чайники. Считалось, чем меньше чайник, тем лучше будет в нем чай. Найдите среди экспонатов на столе заварочный чайник? (рассматриваем экспонат)

-Посмотрите, рядом с заварочным чайником дружно стоят другие чайники. Что вы знаете о них? (рассказы детей)

-Правильно, и чайник со свистком, и электрический чайник предназначены для кипячения воды.

Обратите внимание на семью самоваров. (Представляю «семью» самоваров)

-Папа-генерал-самовар жаровый, мама-самовар-электрический самовар и сынок-самовар-сувенирный маленький самовар. Живет семья самоваров в музее нашего детского сада. Однажды с маленьким самоварчиком произошла интересная история. Хотите расскажу?

«В один из вечером на полку, где расположились самовары, поставили электрический чайник. Поначалу чайник не обращал никакого внимания на малютку. Он важно пыхтел и выпускал пар. Заметив самоварчик, он сказал важным голосом: «Не понимаю, что делает в музее этот малыш! Ему здесь не место, как в прочем и всем самоварам, таким старым и уродливым! Их время прошло! Они никому не нужны! Толи дело мы, чайники! Современные, красивые, а, главное, нужные людям!

После таких слов самоварчик огорчился. Он, живя в музее столько времени среди своих родственников старинных самоваров, никак не мог подумать, что они, самовары, не нужны людям. Ткт он услышал нежный знакомый голос, который узнавал всегда безошибочно. Это голос принадлежал его маме. Она улыбнулась и сказала: «Малыш, не бойся и не верь чайнику. Самовар – это не просто сосуд, в котором кипятят воду! Это ТРАДИЦИЯ русского народа! Ты знаешь, что означает это слово?» Самоварчик в ответ покачал своей крышечкой. Он никогда не слышал этого слова

-Самовар, сынок, — продолжала мама, — вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Его покупали на всю жизнь, берегли, ухаживали, передавали от родителей к детям.

Для семейного чаепития самовар помещали в центр стола. Пока он закипал, на белую скатерть выставлялись все чайные принадлежности и домашняя выпечка: пироги, ватрушки и другие всевозможные сладости.

На чаепитие собиралась вся семья — и бабушка с дедушкой, и папа с мамой и, конечно, дети. Все садились за большой стол, наливали чай из самовара, угощали друг друга вкусностями, медом, вареньем и беседовали…

Проходили годы, дети вырастали, у них появлялись свои дети, но члены семьи продолжали собираться все вместе за большим столом. Они обязательно пили чай из самовара и рассказывали интересные истории. Вот это и есть традиции, сынок!

-Как здорово, мама, иметь традиции! — воскликнул самоварчик. Он успокоился и мирно задремал.»

Понравилась история самоварчика? Что же такое самовар? Есть ли у кого-нибудь из вас дома самовар? (ответы детей: самовар-значит «сам варит», греет воду.).

_Становитесь в кружок! Знаете ли вы, что мы с вами тоже самовары?

Есть посуда – самовар, (руки на пояс)

Есть машина –самоход, (руками показываем поворот «руля»)

Есть игрушка –самокат, (имитация движения на самокате)

И конечно –самолет. (руки в стороны).

Суп могу я сам варить, (имитация помешивания)

В сад могу я сам ходить, (ходьба на месте).

Самокат свой сам катать, (имитация движения на самокате)

С горки в санках сам слетать. (приседаем)

Значит сам я –самовар, (руки на пояс)

Значит сам я –самоход, (руками показываем поворот «руля»)

значит сам я –самокат, (имитация движения на самокате)

значит сам — самолет. (руки в стороны)

-Асейчас я вас приглашаю познакомимся поближе с семьей самоваров. Прошу подойти к столу. С кем хотите начать знакомство? (по желанию воспитанников рассказываю о строении самовара жарового, электрического или сувенирного).

-Жаровой самовар. У самовара есть тулово или туловище. Оно может быть круглым, продолговатым, фигурным в зависимости от ворческого замысла мастера. У нашего самовара тулово вытянутое, широкое у крышки и становится узким к основанию. Есть ручки. Ножки. И конечно, важная деталь самовара-носик или краник с ручкой.

-Как вы думаете, для чего носик самовару? (ответы детей)

Правильно! Открывая носик, мы наливаем кипяток в чашку. Давайте, снимем крышку и заглянем внутрь самовара. (Даю возможность заглянуть каждому воспитаннику внутрь)

-Что мы видим? (ответы детей: труба)

-Для чего? (ответы детей предположительные)

В трубу складывали шишки, щепки и поджигали. Пространство вокруг трубы заполняли холодной водой. Закрывали крышкой. А теперь, давайте подумаем, что же происходило дальше? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, наводящими вопросами подвожу их к верному умозаключению: при горении выделяется тепло и вода нагревается).

-Электрический самовар.

Сравниваем строение двух самоваров.

В электрическом самоваре нет трубы. Внутри располагается нагревательный элемент-спираль.

-Сувенирный самоварчик

Такие самовары-украшения дарили гостям на память о русском гостеприимстве.

-А теперь, мои хорошие хочу вас пригласить к столу испить чаю по русскому обычаю.

Накрыт стол. В центре стоит самовар, расставлены чашки по количеству детей и педагогов, в вазочках сушки и печенье, сахар кусочками. Разливая чай по чашкам, предлагаю детя м отгадать загадки:

Сверху дыра, снизу дыра, а посередине — огонь да вода? (самовар)

-Хоть и задрал он кверху нос. но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится. кто пить захочет-убедится. (чайник)

-У каждого из вас чашка с блюдцем. Принято было пить чай из блюдца. Наклоняем аккуратно чашечку и немного наливаем чая на блюдце. Сейчас я каждому из вас налью чай из нашего самовара и здобью его из заварного чайника настоем листьев чая. Угощайтесь! (Чаепитие)

Просмотров: 604
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Холодова Наталья Владимировна. Проект и мини-музей «Русский самовар и чаепитие на Руси»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Главный Редактор. Грелка на чайник - кот
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Вот что значит настоящий, верный друг
  • Мошкова Анастасия Петровна. Статья: «Что значит быть воспитателем детского сада?»
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь