Цель: обобщение и систематизация представлений о семье и семейных традициях с помощью интеллект карты.
Задачи:
- Закрепить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе; помочь детям осознать значение семьи в их жизни, дать основы понятия «родственные связи».
- Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.
- Совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
- Создать комфортную позитивную обстановку для общения: дать возможность высказаться, выслушать друг друга.
- Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, слуховое внимание.
- Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение на лист бумаги.
- Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.
Практическая задача для детей:
Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: ватман, фломастеры, клей, картинки по теме, мяч, плоскостные домики, сундучок, мягкая игрушка Чебурашка.
Предварительная работа
рассматривание иллюстраций и фотографий о семье, беседы, загадывание загадок, составление рассказов о своей семье, дидактические и подвижные игры.
Ход занятия
Воспитатель приветствует детей.
- Ребята, отгадайте загадку:
Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда – то в магазине, Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши,
Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены – (чебурашка)
В.- Правильно, ребята!! А вот и он! (Выносят игрушку)
Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. И он хочет узнать, что такое семья, какие обязанности выполняются в семье и какие есть семейные традиции?
-А давайте расскажем Чебурашке что такое семья. И составим схему – карту, чтобы он ничего не забыл.
(Ребенок читает стихотворение)
Семья – это мама, папа, и дед, Бабуля готовит нам вкусный обед. В семье еще братья и сестры бывают, Семья – это я! И меня называют
Котенок и лапочка, заинька, птичка; Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка. Семья – где все любят меня и ласкают И лучше семьи ничего не бывает.
Ч.- Ой, какое замечательное стихотворение!!!
В. – Наша карта будет располагаться на большом листе ватмана.. Ребята, какое слово мы разместим в середине карты?
Д. – Семья
В. – Правильно и от этого слова мы поставим несколько стрелочек. Как вы думаете почему?
Д. – Семья состоит из нескольких человек.
На столе разложены плоскостные домики, ребенок подходит к домику. Открывает дверку и не называет члена семьи. который там находится, и описывает его, а остальные ребята должны отгадать.
Затем ребенок наклеивает картинку к стрелочке от слова семья.
Воспитатель напоминает детям о правилах работы с клеем.
Ребенок берет фломастер и рисует стрелочку.
Давайте покажем, что умеет делать мама. Девочки будут показывать действие, а мальчики будут отгадывать и называть, а затем наклевать нужную картинку на карту.
В: А теперь мальчики будут показывать, что умеет делать папа. Девочки отгадывают и приклеивают картинку.
Ч.- Какие же вы молодцы!! Мне так интересно!!!
-Ой, посмотрите, что я наделал!! Я перепутал нечаянно все картинки!! Ой, что же делать!!!
В.- Не расстраивайся (успокаивает чебурашку)
- Сейчас ребята все исправят и расскажут тебе обязанности остальных членов семьи.
Далее дети делятся на пары и самостоятельно находят картинки с обязанностями для остальных членов семьи и наклеивают их.
Воспитатель напоминает детям о том, что после приклеивания нужно воспользоваться бумажной салфеткой для стирания излишков клея, и воспользоваться влажной салфеткой для рук (использованные влажные салфетки бросаем в корзину).
В. Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребята и не запутайтесь.
Игра с мячом «Родственники».
- Как ты называешь мамину маму?
- Ты для бабушки кто?
- Как ты называешь папиного отца?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто тебе сестра твоей мамы?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Как называется сын твоей тети?
- Кто ты для дедушки?
Ч. — Ребята, а думаете, чем отличаются семьи друг от друга?
Ответы детей.
В. — Главное отличие – это традиции. Ребята, кто из вас знает, что такое традиции?
Ответы детей.
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых, семейные обеды, у других на праздник рисовать поздравительные открытки, у третьих – сказки перед сном, прогулки всей семьей, совместные походы в кино, в парк.
В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.
В. – У меня есть сундучок семейных традиций. (показывает детям)
В него можно заглянуть и найти картинку с вашей семейной традицией и рассказать всем нам, а затем приклеить на карту — схему.
Ребенок берет фломастер и рисует стрелочку.
В.- Смотри Чебурашка, какая замечательная карта о семье у нас
получилась. Тебе нравится?
Ч. — Да, спасибо большое!!!
В. Каждый постарался на славу. Чебурашке очень понравилась
наша карта. Он всех благодарит, за помощь. Ему уже не терпится
побежать к своим друзьям и рассказать о сегодняшнем дне. Давайте ему подарим нашу карту и скажем до свидания.
Д. — До свидания, Чебурашка
|