Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии со своими детьми. От стремления жесткими мерами бороться с непослушанием ребенка до предоставления ребенку полной свободы действий, махнув на все рукой. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду слишком примитивна для них. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учебы вовсе. Бывает, что родители, уверовав в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду. В связи с этим страдает самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Похвала должна быть не слишком эмоциональной, чтобы не перевозбудить ребенка.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научится давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит взрослого. В случае если родители считают. Что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить, то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного. Они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. Родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы и папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослых, а любой неожиданной «эмоциональной бури». В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают. Усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое родители принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. Соблюдение четкого режима дня – тоже одно из важнейших действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. Довольно часто родители гиперактивного, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут гораздо больше пользы. Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться. Во многом от усилий родителей и их желания помочь своему ребенку зависит успех лечения.
«Организация режима дня гиперактивного ребенка»
1. Режим дня В душе гиперактивного ребенка царит хаос. Обязательно надо упорядочить его жизнь. Только строгий режим дня даст возможность контролировать ребенка. Чем яростней бушует стихия, тем крепче должны быть берега. Повесьте на стену подробный распорядок и апеллируйте к нему как к закону. Строгое соблюдение режима дня позволит вашему ребенку: • Обучаться структуре деятельности. Это позволит ему больше концентрироваться на своих обязанностях, учиться саморегулированию. • Не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать Режим дня должен разработан на длительное время. Должен быть удобен вам и вашему ребенку. Должен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы. Нервная система гиперактивных детей, несмотря на их подвижность, быстро устает, поэтому только четкий режим дня может свести признаки гиперактивности к минимуму. Гиперактивные дети нуждаются в постоянном внимании, режимном контроле и заботе. 2. Прогулка Для гиперактивных детей большое значение имеют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. • На прогулке происходит обогащение кислородом. Это улучшает работоспособность мозга, приводит к улучшению внимания и памяти. • Удовлетворяется потребность в двигательной подвижности. Выплескивается излишняя активность и происходит снятие психического напряжения. • Происходит социализация ребенка в естественных условиях – на детской площадке. На прогулке больше возможности для смены деятельности. Старайтесь переключать ребенка с активных игр на более спокойные и обратно с частотой 15-30 минут. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы развивать внимание и память. Дайте ребнку максимум свободы. Пусть он бегает, прыгает, ходит по лужам. Если ему свойственно агрессивное состояние, то лучше всего разряжать агрессию на улице (на неодушевленные предметы). 3. Сон Гиперактивный ребенок должен спать до 12 часов в сутки. Надо помнить, что нервная система отдыхает с 21 до 24 часов. Такие дети плохо засыпают, поэтому надо начинать готовиться ко сну за 1-1,5 часа. Исключите вечерний просмотр телевизора и подвижные игры, громкую музыку. Создайте спокойную обстановку. Старайтесь, чтобы вечерняя еда тоже была успокаивающей. Сладкая каша, бананы, груши, финики. Прекрасным снотворным является стакан теплого молока с медом. Поможет ежевечерний ритуал. Искупайте ребенка (хвойные ванны, с морской солью, душицей), оденьте в теплую пижаму. Расскажите сказку, сделайте расслабляющий массаж, послушайте колыбельные песни. Вечерние процедуры помогут приучить нервную систему к тому, что в 21-22 часа ребенок будет спать сладким сном. Когда ребенок ложится спать, все в доме тоже должно «засыпать»: выключают телевизор, радио, тихо разговаривают. Если ребенок будет засыпать в положенное время, это и вам даст возможность поделать какие-то свои дела и вовремя лечь спать. 4. Питание Для гиперактивного ребенка важно организовать полноценное сбалансированное питание. Весной и осенью проводите курсы витаминотерапии, а также принимать микроэлементы, особенно цинк, магний и селен. Используйте больше свежих овощей и фруктов. Имейте ввиду, что гиперактивные дети предрасположены к аллергии. Поэтому желательно избегать шоколада, конфет, лимонада, белых мучных изделий, тортов, консервов, колбас. Избегайте импортных фруктов. Должно быть достаточно полезных жиров, содержащих омега-жирные кислоты: это сочетание растительных масел холодного отжима (льняного, оливкового) и животных (жирные сорта рыбы - тунец, нерка). В пище должны преобладать белки. 5. Игра Игра – ведущая деятельность ребенка. Как играет гиперактивный ребенок? Из-за сложностей с концентрацией внимания такой ребенок редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать с одной игры на другую, ему сложно дожидаться очереди в групповой игре, трудно придерживаться всех правил. Обратите внимание, как играет ваш ребенок. Чего в играх он избегает, и что у него получается хуже всего. Научите его с помощью игр концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца. Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Если ребенок отвлекся – позвольте ему это, а потом опять вернитесь к предыдущей игре. Самооценка у гиперактивного ребенка, как правило, снижена. Поэтому особое внимание при воспитании такого ребенка следует уделять формированию адекватной самооценки. Не ругайте ребенка при ком-то. Все спорные вопросы выясняйте наедине. С помощью игровой терапии вы сможете сформировать у вашего малыша концентрацию внимания, память, научить его общаться, расслабляться и управлять своим поведением.
«Как играть с гиперактивным ребенком».
Подбирая игры для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Тренировку слабых функций следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие игры и упражнения, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. При этом надо стараться увлечь ребенка , сделать так, что бы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке всех трех функций.
В.Оклендер (1997) в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка. снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Если ребенок подошел к окну и его взгляд остановился на определенном предмете, необходимо удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета. В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Р.Кемпбелл (1997) считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: ? Недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; ? Недостаток твердости и контроля в воспитании. ? Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
«Скорая помощь» при общении с гиперактивными детьми
• Отвлечь ребенка от его капризов. • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). • Задать неожиданный вопрос. • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка) • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. • Не приказывать, а просить (но не заискивать) • Выслушать то, что хочет сказать ребенок ( в противном случае он не услышит вас) • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном) • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья) • Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения. • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)
Гиперактивный ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьёз, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности» (Оклендер в, 1997, с 230-321) Используемая литература:
Статью подготовила педагого-психолог МАДОУ «Детский сад№409» Замятина А.В. 1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. С-Птб, 2008г. 2. Брязгунова И. П. Касатикова Е.В. непоседливый ребенок или Все о гиперактивных детях. М., 2008г. 3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000г.
|