Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»

Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»Клюбина Инна Викторовна
Учитель-дефектолог МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 9 "Рябинушка" г.Губкин Белгородская область

Умственное воспитание – ознакомление детей с окружающей жизнью, развитие их умственных способностей – можно осуществить не только на занятиях.  Исследования и наблюдения отечественных и зарубежных педагогов отводят большую роль дидактической игре в умственном воспитании и обучении, усвоении и применении знаний.
Дидактическая игра может служить одной из форм  обучения детей и вместе с тем оставаться игровой деятельностью. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника. Педагог учит детей игровым правилам, действиям как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания сближают детей и педагога. Педагог играя, осуществляет руководство умственной деятельностью детей, используя игру как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, а заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и  вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. 

Правила многих игр требуют сосредоточенности внимания, усилия мысли, быстрой реакции. В этой разнообразной деятельности проявляются и формируются умственные способности ребенка. Ребенок учится играя.
Дидактическая игра имеет свои преимущества – познавательное содержание в ней сочетается с близкой, привлекательной  для ребенка деятельностью. Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей к правильной оценке и самооценке, к переживанию успеха без переоценки своих сил и возможностей, а неудач, проигрышей без обиды и огорчений.
Дидактические игры   предназначены для  обучения правильного  называния предметов, подбирать их  по признаку цвета, величины, формы, количества, сравнивать один с другими, ориентироваться в пространстве, различать по внешним признакам, группировать по назначению, материалам. Так же игры воспитывают сосредоточенность внимания, настойчивость. На основе тонкого обследования предметов дети учатся подмечать незначительные различия, определять изменения в пространстве, тем самым развивают конкретные представления, умение наблюдать, умение  без наглядной основы узнавать по описанию предметы, формировать общие представления, обозначать их словами-понятиями.  
Организуя умственную деятельность детей в дидактической игре, педагог должен ясно представлять себе, что в игре уже знакомо, и что новое – что и составляет познавательную задачу данной игры.
Например, в игре «Что изменилось?»  детям знакомы игрушки: они знают их названия, величину, цвет, назначение. Новым является их пространственное расположение. Педагог меняет их пространственное расположение и предлагает детям сказать, что изменилось.
Особое значение дидактической игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном назывании и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.
Например, в игре «Чудесный мешочек» ребенок не только может назвать предмет-игрушку, но и дать описание на основе выделения нескольких признаков, свойств, назначение.  Здесь у ребенка развиваются способности выразить мысль в речи, в суждении.
В дидактической игре «Где и кто что делает?» дети учатся пониманию того, что каждый предмет создан трудом человека, где, что сделано: в мастерской, на фабрике, выращено на огороде…  Это и составляет познавательную задачу. Игра  вызывает у ребенка умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.
Дидактические игры на группировку предметов или явлений по тому или иному общему признаку много. Например, «Что, где растет?», «Кому, что нужно?» (орудия труда), «Что когда бывает?» (время года), «Охотник и пастух»  (домашние и дикие животные), «Что после чего?» и тд. Все они требуют применения и углубления ранее усвоенных детьми знаний, соотнесения их с новой задачей игры.
Для установления сходства и различия можно предложить детям игру  «Сходства и различия». Это развивает умение сравнивать предметы и признаки, устанавливать сходства, различия, тождества. К этому же типу относятся игры: «Что одинаковое и разное?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» Эти игры направлены не только на развитие процессов мышления, но и развитие воспроизводящего воображения.
Еще более высокие требования к мыслительной деятельности предъявляют игры, в  которых ребенок должен установить связи, соотнести представление о профессиях с теми орудиями и материалами труда, которыми пользуется человек для работы («Что кому?»).
Дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок владеет определенными знаниями и способами практических умственных действий в данный момент.

Просмотров: 756
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Путилова Оксана Григорьевна. Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Молостова Анна Владимировна. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Кочеткова Оксана Сергеевна. Мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала для детей 1,5 – 2 лет «Спрячь фигурку»
  • Трунова Ирина Сергеевна. Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи»
  • Будёхина Людмила Николаевна. Роль дидактической игры в познании природы.
  • Потапенкова Евгения Ивановна. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Никишкина Татьяна Васильевна. Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры «Узнай животное по описанию?» на ИКТ оборудовании по произведению «Теремок» В. Бианки.
  • Татьяна Валентиновна Франчук. Презентация занятия по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры 'Собери букет цветов'
  • Глазырина Ольга Леонидовна. Презентация дидактической игры 'Кто где живет?'
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Садыкова Елена Александровна. Методическая разработка дидактической игры «Найди клад»
  • Инякина Татьяна Павловна. Методическая разработка электронно-дидактической игры «Помоги Звездочету»
  • Никитина Марина Михайловна. Мастер класс по изготовлению дидактической игры «Разноцветный клоун»
  • Салтыкова Екатерина Владимировна. Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию «Путешествие в страну органов чувств»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Серкова Анна Александровна. Паспорт педагогического проекта во второй младшей группе №2 «СВЕТЛЯЧКИ» «Волшебство дидактической игры»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь