Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»

Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»Клюбина Инна Викторовна
Учитель-дефектолог МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 9 "Рябинушка" г.Губкин Белгородская область

Умственное воспитание – ознакомление детей с окружающей жизнью, развитие их умственных способностей – можно осуществить не только на занятиях.  Исследования и наблюдения отечественных и зарубежных педагогов отводят большую роль дидактической игре в умственном воспитании и обучении, усвоении и применении знаний.
Дидактическая игра может служить одной из форм  обучения детей и вместе с тем оставаться игровой деятельностью. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника. Педагог учит детей игровым правилам, действиям как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания сближают детей и педагога. Педагог играя, осуществляет руководство умственной деятельностью детей, используя игру как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, а заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и  вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. 

Правила многих игр требуют сосредоточенности внимания, усилия мысли, быстрой реакции. В этой разнообразной деятельности проявляются и формируются умственные способности ребенка. Ребенок учится играя.
Дидактическая игра имеет свои преимущества – познавательное содержание в ней сочетается с близкой, привлекательной  для ребенка деятельностью. Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей к правильной оценке и самооценке, к переживанию успеха без переоценки своих сил и возможностей, а неудач, проигрышей без обиды и огорчений.
Дидактические игры   предназначены для  обучения правильного  называния предметов, подбирать их  по признаку цвета, величины, формы, количества, сравнивать один с другими, ориентироваться в пространстве, различать по внешним признакам, группировать по назначению, материалам. Так же игры воспитывают сосредоточенность внимания, настойчивость. На основе тонкого обследования предметов дети учатся подмечать незначительные различия, определять изменения в пространстве, тем самым развивают конкретные представления, умение наблюдать, умение  без наглядной основы узнавать по описанию предметы, формировать общие представления, обозначать их словами-понятиями.  
Организуя умственную деятельность детей в дидактической игре, педагог должен ясно представлять себе, что в игре уже знакомо, и что новое – что и составляет познавательную задачу данной игры.
Например, в игре «Что изменилось?»  детям знакомы игрушки: они знают их названия, величину, цвет, назначение. Новым является их пространственное расположение. Педагог меняет их пространственное расположение и предлагает детям сказать, что изменилось.
Особое значение дидактической игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном назывании и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.
Например, в игре «Чудесный мешочек» ребенок не только может назвать предмет-игрушку, но и дать описание на основе выделения нескольких признаков, свойств, назначение.  Здесь у ребенка развиваются способности выразить мысль в речи, в суждении.
В дидактической игре «Где и кто что делает?» дети учатся пониманию того, что каждый предмет создан трудом человека, где, что сделано: в мастерской, на фабрике, выращено на огороде…  Это и составляет познавательную задачу. Игра  вызывает у ребенка умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.
Дидактические игры на группировку предметов или явлений по тому или иному общему признаку много. Например, «Что, где растет?», «Кому, что нужно?» (орудия труда), «Что когда бывает?» (время года), «Охотник и пастух»  (домашние и дикие животные), «Что после чего?» и тд. Все они требуют применения и углубления ранее усвоенных детьми знаний, соотнесения их с новой задачей игры.
Для установления сходства и различия можно предложить детям игру  «Сходства и различия». Это развивает умение сравнивать предметы и признаки, устанавливать сходства, различия, тождества. К этому же типу относятся игры: «Что одинаковое и разное?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» Эти игры направлены не только на развитие процессов мышления, но и развитие воспроизводящего воображения.
Еще более высокие требования к мыслительной деятельности предъявляют игры, в  которых ребенок должен установить связи, соотнести представление о профессиях с теми орудиями и материалами труда, которыми пользуется человек для работы («Что кому?»).
Дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок владеет определенными знаниями и способами практических умственных действий в данный момент.

Просмотров: 653
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Миронова Надежда. Дидактическая игра «Что, где растет?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Худошина Наталия Викторовна. Презентация 'Что мы знаем о животных?' Дидактические игры с использованием ИКТ.
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Глазырина Ольга Леонидовна. Презентация дидактической игры 'Кто где живет?'
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь