Мастер класс по изготовлению дидактической игры «Разноцветный клоун»
Никитина Марина Михайловна Воспитатель ГБДОУ №44 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Маленького ребёнка повсюду окружает большое количество разных цветов, и все ему сразу запомнить непросто. Но знать основные цвета он должен. Дидактическая игра способствует развитию познавательных и умственных способностей. В играх с дидактическим материалом у детей обогащается сенсорный опыт.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Мною был разработан обучающий материал для детей первой младшей группа возрасте от 2 до 3 лет «Разноцветный клоун». Целью игры является сформировать умения распознавать цвета. Однако восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть.
Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок может увидеть, что они одинаковые или неодинаковые.
Когда дети научатся определять цвета при их непосредственном контакте, путём наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, настоящему восприятию цвета, а затем и усвоению название цветов. На основе восприятия цвета формируются и представления о нём. Таким образом, дети смогут не только применять цвета в своей деятельности, в игре, но использовать их как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Цель игры: формировать умения распознавать цвета путём приложения предметов друг на друга (наличие границы показывает разность цветов).
Задачи:
- Развивать аналитические способности (умение группировать, разделять по цвету)
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие внимания и памяти
- Развитие мелкой моторики руки
- Стимулировать любознательность
- Содействовать развитию речи, активизировать словарный запас при назывании цвета.
Для изготовления игры понадобится:
- один ватман
- фетр – красный, синий, жёлтый, зелёный
- клеевой пистолет
- картон цветной – красный, синий, жёлтый, зелёный
- лента атласная — красный, синий, жёлтый, зелёный
- пуговицы четыре — красная, синяя, жёлтая, зелёная
- лента-контакт (липучка).
На ватмане рисуется клоун. Из фетра вырезаются детали одежды и приклеиваются на ватман. Изготавливаются аксессуары одежды – шляпа, галстук-бабочка, цветные шары, пуговицы. С помощью ленты липучки аксессуары крепятся на одежду. Для изготовления причёски использовалась атласная лента.
Ход игры.
Вариант 1.
Перед ребёнком разложены бабочки, пуговицы, шляпы, шары двух цветов. Предложить ребёнку сгруппировать предметы по цвету, методом наложения друг на друга. Увидеть наличие границы разности цвета и разложить предметы: в одну сторону все красные, а в другую все синие. При этом спрашивая ребенка, что за предмет он взял? На что похоже? После того как ребёнок разложит предметы по цвету, предложите ему нарядить клоуна.
Если ребёнок легко справился с заданием, взрослый может усложнить задачу, добавив ещё один цвет предметов и повторить игру.
Вариант 2.
Как вариант, можно придумать сюжетную игру. Рассказать, например, что в гости к нам пришёл клоун, показать его. Предложить ребёнку придумать ему имя и нарядить его для выступления в цирке в жёлтый цвет. Разложить перед ребёнком два шара разных цветов, один из которых желтый. Методом наложения друг на друга выбрать правильный цвет. Игру можно повторить, меняя один цвет на другой.
|