учитель-дефектолог Ходырева Нина Владимировна МАДОУ детский сад «Надежда» Основы цветового восприятия формируются у детей раннего возраста через чувственный опыт. Проблема сенсорного развития детей раннего возраста представлена в работах таких авторов, как С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Т.Б. Башаева. Ученые А.В. Запорожец Л.А. Венгер внесли свой вклад в изучение психологии сенсорного развития детей раннего возраста. М. Монтессори впервые сформулировала 4 этапа развития цветовосприятия у детей: от накопления сенсорного опыта до запоминания и самостоятельного называния цвета. В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я выделяют ряд этапов: Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Пятый этап – формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет.
Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета. Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности Очевидно, что игры для малышей должны быть особенными. Во-первых, это специально созданная среда. Во вторых, это игры, созданные исходя из интересов и возрастных возможностей малыша. В третьих, это грамотно подобранный дидактический материал: различные виды конструкторов, мозаик, муляжи овощей, разноцветные наборы кукольной посуды и т.д. Неотъемлемой частью в данном возрасте является работа с родителями в виде индивидуальных консультаций, показа игр, индивидуальных занятий с ребёнком и разъяснительной работы. В итоге систематическая, последовательная работа с детьми по развитию цветовосприятия на основе дидактических игр, способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях.
|