Начало посещения ребенком дошкольной образовательной организации – важный и трудный период в жизни семьи. Также период адаптации оказывается нелегким в работе педагогического коллектива детского сада. В ходе наблюдений за вновь поступающими малышами и их семьями, педагоги отмечают, что наиболее отрицательное влияние на течение адаптации ребенка оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
С целью решения данной проблемы в детском саду создана программа адаптации к детскому саду «В детский сад с улыбкой».
Программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно, ориентации на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе его адаптации, социализации и индивидуализации, поддержании и укреплении физического, нервно-психического, социально-психологического здоровья каждого малыша. Акцент в программе сделан на создании благоприятных для ребенка раннего возраста психолого-педагогических условий. Особое внимание уделяется взаимодействию педагога, ребенка и родителей, поскольку согласно Федеральному закону №273 ФЗ «Об образовании» именно родители являются для малыша первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности уже в раннем возрасте.
В рамках программы адаптации к детскому саду «В детский сад с улыбкой» реализуется одна из эффективных форм работы с детьми и родителями – Клуб «Здоровый малыш», работа которого и обеспечивает достижение высоких результатов в адаптационный период.
Цель работы клуба: создание оптимальных условий в дошкольной образовательной организации в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду с учетом индивидуальных особенностей ребенка и образовательных запросов семьи.
Используются методы наблюдения, информирования, анкетирования, опроса, беседы, консультации, игровые методы.
Участниками программы адаптации «В детский сад с улыбкой» ребенок и его семья становятся в момент постановки на учет в дошкольную образовательную организацию.
В это же время родителям предлагается посещение клуба «Здоровый малыш», таким образом, начинается первый этап работы по адаптации ребенка к детскому саду – «Давайте знакомиться».
Проводится организационное собрание «Давайте знакомиться!», где родителям для просмотра предлагается виртуальная экскурсия по детскому саду, проводится анкетирование родителей с целью выявления образовательных запросов родителей и индивидуальных потребностей ребенка. Старший воспитатель знакомит участников с организацией режимных моментов, образовательной программой, реализуемой в детском саду, работой Клуба. В конце встречи родителям предлагается подборка литературы по вопросам адаптации ребенка, выдаются буклеты и памятки «Адаптация ребенка к детскому саду».
На первом же этапе работы Клуба организуется дискуссия «Разговор по душам», где врач-педиатр знакомит родителей с режимом питания в детском учреждении, прививочной кампании, санитарных нормах, необходимых медицинских документах ребенка. Детский педагог-психолог рассказывает о возрастных особенностях раннего возраста, о возможных проблемах в поведении ребенка в адаптационный период. Основная часть дискуссии – интерактивная, взрослым предлагается поиграть, подумать и ответить, составить схемы. По необходимости родителям предлагаются индивидуальные консультации специалистов учреждения: врача, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога. Для родителей, не имеющих возможность посетить Клуб очно, доступен адрес электронной почты детского сада, куда они могут написать интересующие их вопросы и получить ответ специалиста.
На втором этапе работы, малыш впервые приходит в детский сад – «Играем вместе с мамой». Родителям предлагаются посещения клуба с малышом для совместных игр в мини-группах под руководством и наблюдением педагога учреждения в специально оборудованной сенсорной комнате «Чудетство». Это яркое многофункциональное помещение, направленное на организацию различных видов детской деятельности: для двигательной активности предусмотрены цветные мягкие модули, спортивное оборудование, сухой бассейн, горка, качели; имеется различное оборудование для экспериментирования с художественными материалами. И конечно, в комнате размещено множество ярких добрых игрушек. Проход до сенсорной комнаты создан отдельный, контакт с организованными детьми исключается, поскольку медицинские документы на ребенка к этому моменту еще не готовы.
Воспитателем детского сада организуются двигательная деятельность «Мой веселый звонкий мяч», «Шагают ножки по дорожке», игры с кинетическим песком «Волшебный песочек», «Пирожки для мишки», музыкальная деятельность «В гостях у бабушки — забавушки», «Ежик в гостях у ребят», рисование пальчиками с мамой «Цветочная полянка», «Петушок» и другие.
Посещение сенсорной комнаты с родителями помогает ребенку постепенно привыкнуть к помещению детского сада, режимным моментам, снизить тревожность в присутствии воспитателя. Родители имеют возможность получить рекомендации педагога о подготовке ребенка к детскому саду, задать интересующие вопросы, учится педагогическому мастерству. Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком, определяет индивидуальные особенности малыша, подбирает наиболее благоприятные способы установления контакта и доверительных отношений.
По истечению двух-трех недель уже возможно предложить родителям оставить малыша для игр с педагогом одного, продолжительность деятельности занимает 8-10 минут. Воспитатель предлагает ребенку различные адаптационные игры, целью которых является отвлечение ребенка от переживаний и показывание, что в детском саду весело и интересно, а именно: «Ветерок», «Мои игрушки», «Что звучит?», «Игрушки– повторялки», «Ку-Ку», «Солнечные зайчики» и другие. Педагогами дошкольной образовательной организации создан методический комплект для реализации программы «В детский сад с улыбкой».
В детском саду собрано уникальные игрушки и игровое оборудование, которые служат целям адаптации и несут в себе элементы психотерапии — успокаивают, отвлекают и занимают. Это адаптационная юбка, которая служит для привлечения внимания ребенка к педагогу, предметы для ряженья, ростовые куклы, дидактический коврик «Поиграй-ка», бизибоды, куклы для кукольного театра, куклы для адаптации ручной работы, машины-шумелки, Лего-конструкторы.
Третий этап работы клуба «Здоровый малыш» — «Консультационный» — начинается с приходом малыша в группу детского сада, где он становится членом детского коллектива. В этот период родителям предлагаются повторные консультации специалистов и помощь воспитателей. В детском саду для родителей и детей организуются музыкальные и физкультурные досуги.
Новизна и ценность программы адаптации к детскому саду «В детский сад с улыбкой» заключается в том, что работа по адаптации детей раннего возраста начинается до прихода ребенка в дошкольное образовательное учреждение, в детский коллектив, что позволяет, повысить родительскую компетентность, достичь позитивного отношения у ребенка к детскому саду, реализовать психолого-педагогическое сопровождение, тем самым обеспечить сохранение здоровья каждого воспитанника. Программа направлена на создание современной образовательной среды для детей раннего возраста, является работой по одному из ключевых направлений политики государства в области детствосбережения и выполнение Указа Президента Российской Федерации от № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".
|