Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
Авторы:
- Кирбитова Л.Г., учитель- логопед,
- Исайчева Н.Я., воспитатель
МБДОУ № 59 г. Апатиты Мурманской области
Процесс адаптации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей, а заикающегося малыша — вдвойне. Мамам и папам важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к новому детскому саду, воспитатели ко всему заинтересованы и в том, чтобы разрешение противоречий между возможностями ребенка и новой для него средой послужили источником его дальнейшего развития, фактором приобретения нового социального опыта.
Скачать: Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду (статью)
Всем известно, что задачи и проблемы детей дошкольного возраста проще и правильнее решать через игру, ведь игра — это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка, и процесс адаптации ребенка в новом коллективе не является исключением. Неоценимую услугу, облегчающее привыкание ребенка к детскому саду, оказывают коммуникативные игры, выполняющие следующие функции:
- создание позитивного эмоционального фона,
- предупреждение и снижение тревожности,
- формирование и развитие навыков общения,
- приобретение нового социального опыта,
- выстраивание межличностных отношений,
- безболезненная адаптация,
- источник дальнейшего развития.
Ежегодно принимая новых детей в группу и апробировав разные варианты, мы пришли к выводу, что коммуникативные игры в период адаптации детей следует проводить в определенной последовательности, по блокам.
В первый блок "Давай познакомимся" на его начальном этапе мы включали самые простые игры, типа "Зеркало", "Обезьяны", в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково, повторяя чьи-то движения. При этом общность движений и игровых интересов позволяют сделать игру непринужденной, но усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.
Параллельно мы включали игры, помогающие детям запомнить друг друга по именам, по голосу, по внешнему виду. Это игры типа "Снежный ком» (у нас это авторская игра с таймером, позволяющая запоминать сначала 2-3 имени, потом все больше и больше);
- "Снежный ком»
- "Волшебная карусель" — авторская игра, в которой дети узнают друг друга по фотографиям,
- "Волшебная карусель" традиционная игра "Узнай по голосу" и др.
Второй блок коммуникативных игр называется "Познакомимся поближе" и включает в себя игры, позволяющие лучше узнать друг друга, наладить доброжелательные отношения, такие, как:
- "Выбери друга по цвету глаз",
- "Расскажи мне о себе" "Я доверяю тебе свой секрет»"
Третий блок мы назвали "Давай дружить!". Игры в этом блоке направлены на позитивное сотрудничество, позитивный эмоциональный фон, желание говорить друг другу приятные слова. Это игры типа: "Я хочу подружиться...», когда ребенок описывает словами конкретного ребенка, с которым ему хочется дружить; "Комплименты" с использованием (на первых порах) лейб-подсказок, "Интервью", "Я дарю тебе кусочек радости (счастья, доброты и др.),
"Комплименты"
"Я хочу с тобой дружить, потому что…", "Полянка настроения", "Салют радости" и др.
Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Нами разработан цикл таких занятий по развитию коммуникативных способностей у детей с заиканием на разных речевых уровнях, мы назвали это блоком "Игротерапии общения". В него вошли такие занятия, как "Театр масок" (уроки общения на безречевом этапе), на последующих этапах речи — "В гостях у передачи "Детский час", "Розовое слово "привет", "Почемучка" и многие другие. Полученные на таких занятиях знания и представления дети переносят в самостоятельную деятельность.
Особенность игр — занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Об эффективности использования коммуникативных игр говорят результаты проведенного сравнительного анализа прохождения адаптации детей в период с момента поступления ребенка в детский сад и до периода его полной адаптации (у каждого ребенка свой порог адаптации), и только после этого можно начать работу по коррекции заикания.
|