Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из

Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)

Подготовили педагоги коррекционной группы:

  • Дудкина Е. В., воспитатель высшей категории
  • Николаева Г.П., воспитатель высшей категории

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 г. ТОМСКА

В настоящее время, педагоги дошкольных образовательных организаций, осуществляющие обучающий процесс как в специализированных детских садах для детей с различными отклонениями в развитии, так и в общеобразовательных ДОО, сталкиваются с рядом схожих проблем, среди которых особо выделяются трудности привыкания ребенка к новой действительности, необходимостью подчинения требованиям взрослых и налаживания взаимодействия с новыми взрослыми и сверстниками, включение в режим группы, самостоятельное выполнение необходимых действий и др., которые чаще всего характеризуются специалистами как особенности поведения ребенка, негативно влияющие на его адаптацию к ДОУ.

 

Перечисленные особенности характерны для детей с ярко выраженными отклонениями в развитии, среди которых выделяются эмоциональные расстройства, задержка психического развития, а также расстройства аутического спектра разной этиологии и степени выраженности.

Известно, что способность ребенка адаптироваться к новым условиям и новым людям определяется особенностями его нервно-психической организации и социальным опытом. Специалистами выделяются основные характеристики, влияющие на адаптационный процесс: эмоциональный фон, активность, направленность поведения, уровень развития коммуникативной деятельности и др.

Под адаптационным периодом мы рассматриваем временной интервал, в течение которого ребенок привыкает к новой обстановке, новым людям, выстраивает свои отношения с педагогами и сверстниками, учится выполнять основные требования и соблюдать режимные моменты и др. Критерий завершения адаптационного периода – демонстрируемое воспитанником поведение приближается к естественному в типичных ситуациях.

Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и других сочетанных диагнозов, период адаптации в группе утяжеляется и затягивается из-за эмоциональных расстройств, непонимания детьми словесных инструкций и действий педагога. Поэтому, адаптация каждого ребенка к ДОО является важным и довольно сложным периодом, его необходимо выделять и планировать заранее. Условно, в зависимости от решаемых задач, адаптационный период мы подразделяем на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подробно охарактеризуем подготовительный этап.

Подготовительный этап осуществляется, когда в ДОУ приходит ребенок с направлением психолого-педагогической комиссии (ГПМПК) и попадает группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Задачи этого этапа реализуем параллельно с задачами основного этапа:

  • Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, рекомендации учреждения, направляющего ребенка в ДОУ.
  • Знакомство с семьей, проведение анкетирование и беседы с целью получения начального представления о социальной ситуации, об особенностях психофизического развития ребенка, о формах и объеме оказываемой ему помощи и др.;
  • Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком;
  • Психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения актуального уровня его психофизического развития.

Раскроем задачи более подробно. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, представленной семьей ребенка с нарушением интеллекта, а также анкетирование, проведение беседы с родителями (или лицами их заменяющими) позволяют получить ответы на вопросы, крайне значимые для успешного включения ребенка в ДОУ.

Изучение медицинской документации проводятся в целях ознакомления с результатами медицинских исследований, в том числе определения отсутствия тех или иных обследований, важных для понимания состояния ребенка; с получаемой им медикаментозной терапией, возможной реакции на нее.

Знакомство с семьей позволяет получить важные сведения об особенностях семейного воспитания, определить задачи, форму, методы, приемы и содержание занятий в адаптационный период. Формы работы включают: беседу с родителями и их анкетирование, наблюдение за взаимодействием близкого (матери) и ребенка. Помимо понимания отношения семьи к проблемам ребенка, беседа, анкетирование и наблюдение позволяют получить первичное представление об уровне его психофизического развития, в частности, в особенностях контакта, о психическом развитии, сфере интересов, деятельности и др.

Анкетирование родителей позволяет педагогу выявить важные аспекты:

  • получить общие сведения о ребенке, в том числе о том, кто из близких принимает непосредственное участие в его воспитании, кто живет вместе с ребенком, с кем из специалистом и где он занимался ранее, оказывается ли ему медицинская помощь, есть ли сопутствующие заболевания и др.;
  • узнать о поведении ребенка в домашней обстановке; особенностях режима дня, наличии проблем со сном и с питанием; особенностях становления культурно-гигиенических навыков; о характере взаимодействия с взрослыми и сверстниками; об использовании ребенком речи в целях общения, особенностях установления зрительного контакта; об индивидуальных особенностях ребенка (повторение однообразных действий, агрессия, аутостимуляция и др.), поведение в условиях семьи (любимые занятия, игры, наличие досуговой деятельности и др.).

Педагог, проводя беседу с близкими ребенка, соотносит, дополняет и уточняет данные, полученные в ходе анкетирования, с результатами бесед, выявляет новые аспекты в обозначенной проблеме.

Наблюдение взаимодействия близкого и ребенка позволяет выявить значимые показатели: характер и средства общения, чувствительность и способы взаимодействия с близким взрослым со стороны ребенка, а также со стороны родителя, поведение ребенка в процессе побуждения к выполнению определенного действия, эмоциональность общения, пути разрешения конфликтов и др. Полученные сведения педагоги анализируют и учитывают при планировании адаптационного периода.

Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком. Первичное взаимодействие с ребенком осуществляется специалистом, непосредственно участвующим в адаптации ребенка к ДОО. В процессе направленного наблюдения уточняются сведения, полученные в ходе беседы и анкетирования семьи ребенка с нарушением интеллекта. Направленное наблюдение позволяет выявить следующее:

  • особенности поведения и деятельности (как перемещается по помещению; какие предметы и действия оказываются значимыми; каким образом действует с предметами; как проявляются признаки пресыщения и пр.);
  • особенности контакта с членами семьи (старается ли держаться рядом; отслеживает ли то, где находится пришедший с ним взрослый; как реагирует на просьбы; какие средства использует при взаимодействии и др.);
  • особенности взаимодействия с новым взрослым (включается ли в совместную деятельность; в рамках каких видов деятельности это возможно; ориентируется ли на речь и пр.);
  • некоторые особенности психического развития (ищет ли предмет, который упал, как долго может заниматься интересным делом; есть ли колебания настроения; каков темп собственной деятельности и пр.).

Направленное наблюдение позволяет сделать предположение о форме и содержании занятий для ребенка в течение дальнейшего адаптационного периода.

Более полное представление о возможностях, уровне психического развития специалисты ДОО получают в процессе психолого-педагогического обследования ребенка. Цель педагогической диагностики – определение стартового уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной, ведущей деятельности), а также уровня владения способами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест, подражание, образец, речевая инструкция). В ходе педагогического обследования определяются и уточняются индивидуальные особенности, уровень умственного и физического развития, потенциальные возможности обучения. Особая роль отводится выявлению сформированности социальных умений и навыков, развитию ведущей и типичных видов детской деятельности.

Учитывая рекомендации ГПМПК, составляется на ребенка индивидуальная образовательная программа обучения, с остальными воспитанниками группы компенсирующей направленности работаем по Адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соблюдая охранительный педагогический режим с учетом психофизического состояния детей.

Таким образом, для прохождения успешной адаптации ребенка с нарушением интеллекта к ДОО, необходимо определение его психофизических и индивидуальных особенностей с использованием следующих методов: изучение медицинской, психолого-педагогической документации, данных анкетирования и бесед с родителями, а также наблюдения и педагогического обследования, направленных на выявление у ребенка возможностей к адаптации к ДОО, общих характеристик, смысла поведения, уровня и способов взаимодействия с окружающим миром, уровня психофизического развития и др., что является основным ориентиром для определения последующей работы адаптационного периода.

Литература:

  1. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Консультирование ребенка и его семьи / Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2008
  2. Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология 2007 № 6
  3. Коробейникова И.А. Нарушения развития и социальная адаптация, М: ПЕРСЭ, 2002
  4. Богдашина О. Аутизм и диагностика. Донецк: Лебедь, 1999
Просмотров: 220
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь