Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.

Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.

Психолого-педагогическое сопровождение — это целостная, cистемно — организованная деятельность, в процессе которой создаются социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  • Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности
  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Общими Задачами психолого – педагогического сопровождения являются:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Все дети проходят определенные стадии развития. Но темп их прохождения у каждого ребенка строго индивидуален. Индивидуальные различия у детей одного возраста неизбежны. Каждый р-к развивается и растет по своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия необходимо учитывать при организации педагогического процесса, ориентированного на ребенка, чтобы выявить степень развития детей по всем видам деятельности. С этой целью в начале учебного года проводится мониторинг развития детей. Основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка по всем образовательным областям и намечать при необходимости индивидуальные маршруты по дальнейшему сопровождению для максимального раскрытия потенциала детской личности.

После проделанной диагностической работы начинает свою работу медико-психолого-педагогический консилиум. который представляют психолог, логопед воспитатели, руководители музыкального и физического развития Педагоги и специалисты анализируют результаты обследования, определяют дальнейшую стратегию в работе с детьми, родителями, педагогами. Составляется план комплексной помощи на каждого ребенка, определяется последовательность действий и уточняются сроки исполнения. Составляется перспективный план общих коррекционных мероприятий и график работы каждого специалиста.

Неотъемлемой частью сопровождения является развивающая среда. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, помогая индивидуально познавать окружающий мир и возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Необходимо, чтобы среда была содержательно — насыщена, трансформируема, вариативна, соответствовала возрасту детей и содержанию программы.

Непосредственно образовательная деятельность тоже часть психолого – педагогического сопровождения. Она осуществляется по направлениям развития д-й (физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, и художественно – эстетическому). Отличительной особенностью НОД в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач стоят и специальные коррекционно — логопедические задачи непосредственно связанные с темой НОД. В НОД используются следующие общепедагогические технологии: развивающее обучение, которое включает в себя — игровое обучение, проблемное, дидактическую, личностно-ориентированный подход,, метод проектов, технологию интегрированного обучения, технологии индивидуального обучения. Разрабатываются комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, практически по всем образовательным темам и подбираются дидактические материалы по изучаемым темам, включая разнообразные задания на профилактику и коррекцию речи.

Индивидуальная и самостоятельная деятельность составляют существенную часть в течении целого дня во всех режимных моментах. Они направлены на коррекцию индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников создающие определенные трудности в овладении программы. Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску работа должна вестись в форме свободных игр. В качестве развивающей процедуры детям может быть предложена работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, пазлов). В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Следующим шагом сопровождения является тесное взаимодействие с семьями воспитанников, так как это одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Привлечение родителей к различным видам деятельности, к управлению образовательным процессом.

Для привлечения родителей к управлению воспитательно — образовательным процессом используются:

  • информационные стенды;
  • фотостенды;
  • уголки для родителей;
  • папки-передвижки;
  • родительские собрания;
  • консультации и беседы — где специалисты и воспитатели знакомили родителей со спецификой своей работы, с индивидуальными особенностям развития ребенка, давали консультации, рекомендации, советы.
  • дни открытых дверей
  • тематические выставки;
  • газеты для родителей участие в экскурсиях, праздниках, развлечениях — совместные субботники по благоустройству территории, оформлению группы

Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работой с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи каждому ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Просмотров: 542
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь